Сергей Комаров: Предупредительные антитеррористические меры всегда позитивны
— Правительство Российской Федерации вполне справедливо озаботилось антитеррористической защищенностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и разработало соответствующие Требования.
Но встаёт ряд вопросов: насколько эффективны вводимые меры для борьбы с терроризмом и оправдано ли введение подобных мер? Естественно, что лучше «болезнь предупредить, чем лечить», поэтому предупредительные меры всегда позитивны. В конечном итоге предлагается в течение 3-х месяцев разработать паспорта безопасности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
При этом почему-то образовательные организации разделены на две категории: гражданские и так называемые «федеральные государственные организации, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка», на которые эти требования не распространяются. Встает вопрос: а юридические гражданские вузы разве не готовят кадры в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка? Достаточно сослаться на подготовку специалистов в сфере национальной безопасности, не говоря уже о юристах для обеспечения законности и правопорядка.
Но самое большое недоумение вызывают предложения об определении мер по обеспечению антитеррористической защищенности организации, которые будет осуществляться на основе «результатов мониторинга Интернет-сайтов террористической и экстремистской направленности, наличия персональных сайтов и страниц в сети Интернет среди обучающихся и работников организации, основных направлений обмена и распространения информации, в том числе информации околорадикального толка» или «статистики посещаемости обучающимися и работниками организации Интернет-ресурсов, форумов, блогов и сообществ в социальных сетях, в целях распространения информации террористической и экстремистской направленности»! Кто будет осуществлять такой мониторинг? Специальные службы или структуры образовательных учреждений? Не будут ли при этом каким-либо образом ущемлены права обучающихся и сотрудников общеобразовательных учреждений?
К мерам по выявлению потенциальных нарушителей установленного в организации режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта предлагается отнести «изучение индивидуально-психологических особенностей и составление психологических портретов на обучающихся и работников организации, склонных к нарушению установленного режима и проявляющих интерес к террористической и иной неправомерной деятельности», что следует рассматривать как попытку введения контроля за обучающихся и сотрудниками общеобразовательных учреждений. Опять будем создавать «первые отделы»?
И уж совсем по «сноуденовски» выглядит позиция об анализе наличия персональных сайтов и страниц в сети Интернет среди обучающихся и работников организации, основных направлений обмена и распространения информации, в том числе информации околорадикального толка, мониторинге посещаемости обучающимися и работниками организации Интернет-ресурсов, форумов, блогов и сообществ в социальных сетях, занимающихся распространением информации террористической и экстремистской направленности. Для этого есть соответствующие службы, непонятно к кому обращены эти пассажи: к ним или к образовательной организации?
А уж идеи о создании в организации самостоятельных сайтов в рамках корпоративных Интернет-порталов, позволяющих контролировать информационное пространство образовательной среды и ее содержание, обеспечение их деятельности в целях защиты образовательной среды от влияния информационного давления террористической и экстремистской направленности, — далеко выходит за пределы целей и задач образовательной организации.
Подготовил Константин Никитин
Ещё материалы: Сергей Комаров