Виктор Звагельский о необходимости усиления планирования и госрегулирования
- За два десятилетия наше общество прошло колоссальный путь. Мало кто станет отрицать - Россия серьезно преобразилась. Изменились люди, бизнес. Экономика и социальная сфера развивались высокими темпами, обеспеченными почти наполовину за счет притока валютной выручки от экспорта углеводородов.
За короткий по историческим меркам срок в стране построены основы рыночной экономики. Россия тесно интегрирована в мирохозяйственные связи, является полноправным членом ВТО, входит в межрегиональные структуры, в Единый таможенный союз, ЕврАзЭС, АТЭС. В этом году председательствует в 20-ке развитых стран, готовится к председательству в «Группе восьми» в 2014 году.
На основе принятой Конституции Российской Федерации сформированы основы современной законодательной базы рыночной экономики. Достаточно перечислить только кодексы, имеющие ключевое значение для экономической жизни. Это, прежде всего, Гражданский (который порой называют экономической конституцией), а также Налоговый, Бюджетный, Земельный, Градостроительный кодексы.
Вместе с тем, рост социальной и экономической активности граждан, связанный с развитием экономики и гражданского общества, повышает и требования к эффективности принимаемых законов. На это накладываются и требования экологического и нравственного характера. Требования все более высокого порядка предъявляются к конкурентоспособности нашей правовой системы с учетом глобализации экономики.
При рассмотрении законопроектов обязательно необходимы системность, стратегичность, а также оценка последствий их регулирующего воздействия на социально-экономические процессы. Нельзя не учитывать и происходящие кардинальные перемены в экономической жизни всего мира. Мир стремительно меняется. Нестабильность глобальной экономики приобрела длительный характер, а причины нынешних финансовых потрясений до сих пор не устранены. Раздувшийся финансовый сектор оторван от реальной экономики. На сегодня в мире около 60 трлн. долларов реальных активов и в 10 раз больше производных финансовых инструментов. Однако и возможности человечества никогда не были столь велики как сейчас. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности.
В предвыборных выступлениях и статьях, а также в двенадцати Указах от 7 мая 2012г. Президента Российской Федерации В.В. Путина, изложены основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу. И одним из приоритетных Указов, я считаю, стал указ «О долгосрочной государственной экономической политике». По существу, Президент обозначил новый экономический курс, новую экономическую политику. Цель — войти в пятёрку ведущих экономик мира, где ВВП на душу населения составляет 35—40 тысяч долларов. Цель ясна. Ясно и другое. Заданных показателей социально-экономического развития можно достичь при обеспечении роста экономики не ниже 5-6% в год.
Сегодня мы переживаем переломное время. Это время характеризуется негативными тенденциями в экономике…Следовательно, действующая модель социально-экономического развития себя изжила. Сегодня важно понять, в каком направлении нам двигаться, за счёт чего мы будем достигать эту цель, как нам уйти от сырьевой зависимости.
Сегодня перед Россией остро стоит задача выживания. Сегодня у нас есть последний шанс — запуск стратегического планирования национальной экономики. Для выхода страны на траекторию устойчивого экономического развития нам необходима новая модель экономической политики, ориентированная на системность и приоритет национальных интересов в условиях глобализации экономики.
Новая экономическая политика должна опираться на научно-обоснованную систему инструментов и механизмов экономического развития, взаимоувязанных в рамках стратегического планирования, а также приоритетного развития отраслей с высокой добавленной стоимостью и с использованием новейших технологий.
Она будет формировать экономику, работающую на современной технологической базе, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством и самое главное — с высоким человеческим капиталом. Поэтому необходимо ставить вопрос о смене парадигмы, основных принципов управления экономикой с монетаристского фундаментализма на усиление планирования и госрегулирования с учетом китайского и японского опыта, рассматривая Российскую Федерацию как единую корпорацию. Замена старой модели социально-экономического развития новой моделью, соответственно, предполагает, коренные изменения в экономической и социальной политике.
Именно в новой экономической политике сейчас нуждается Россия. Необходимость ее разработки очевидна. Новый экономический курс, провозглашенный Президентом, это и взаимосвязанная система Законов, разрабатываемых Правительством Российской Федерации совместно с Государственной Думой, и приоритетные, первостепенные законопроекты, которыми мы считаем, в частности, следующие:
- о государственном стратегическом планировании;
- о промышленной политике;
- об инвестиционной политике;
- о государственно-частном партнерстве;
- о ценах и ценообразовании в Российской Федерации.
Сегодня нужны альтернативные модели и экономические подходы. Этого и ожидает российское общество. Важнейшее дело — научное обеспечение экономического развития. Уверен, что только опираясь на мнения представителей разных направлений экономической науки, в том числе и из регионов, мы добьемся этой цели. Наша задача, депутатов, ее законодательно обеспечить, и мы осознаем необходимость дальнейшего развития законодательства в сфере экономической политики.
Из выступления на парламентских слушаниях «Совершенствование законодательства как ресурс экономического развития». 22 апреля 2013 года.
Источник: Пресс-служба фракции «Единая Россия»
Ещё материалы: Виктор Звагельский