Все о пенсиях в России

00:00Как узнать размер будущей пенсии

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

Валентин Чайников о законопроекте, направленном на повышение инвестпривлекательности Дальнего Востока

04.04.2013 15:37

- В проекте закона, направленного на повышение инвестиционной привлекательности территорий Дальневосточного федерального округа, предусматривается изменение ставки налога на прибыль для тех субъектов, которые будут инвестировать свои активы в будущие инвестиционные проекты на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Вводится такое понятие как участник инвестиционного проекта, который реализуется на данной территории. Но вместе с тем он накладывает определенные ограничения — не каждый может быть участником данного инвестиционного проекта. Ограничения касаются тех субъектов, которые занимаются добычей, разработкой нефти, газа, производством этилового спирта и так далее, то есть те субъекты, которые имеют нулевую ставку по НД. Не могут быть участниками этого проекта также некоммерческие банки, страховые компании негосударственные пенсионные фонды и участники рынка ценных бумаг.

В чем сама идея этого проекта? Предполагается, что участник инвестиционного проекта, если его инвестиции не менее 150 миллионов рублей, будет иметь льготу в течение пяти лет, если эти инвестиции осуществлены. Ставка налога на прибыль, которая отчисляется в федеральный бюджет, обнуляется: сейчас она два процента, из 20 процентов общей ставки два процента идет в федеральный бюджет, - значит, эта ставка будет нулевая. Остальные 18 процентов этой ставки, которые идут в региональные и местные бюджеты, могут уменьшить ее вплоть до обнуления по усмотрению областных органов власти. Эта скидка будет действовать в течение первых пяти лет реализации инвестиционного проекта, затем в течение последующих пяти лет ставка налога на прибыль может быть не менее 10 процентов. С моих позиций, это здравая мера по привлечению инвестиций в данные регионы, но она будет в основном стимулировать инвестиции того бизнеса, который сейчас уже действует на данной территории. Почему? Потому что, вкладывая инвестиции, инвестор в первую очередь озабочен не столько налогом на прибыль, сколько имеющейся инфраструктурой, наличием шоссейных дорог и энергетических мощностей, наличием трудовых ресурсов. Поэтому, если предприятие уже действует и оно озабочено новыми инвестиционными проектами, то эта мера будет как нельзя кстати, то есть будет стимулировать их инвестиции. В целом же эта мера в меньшей степени коснется новых предприятий в труднодоступных местах, допустим, по добыче полезных ископаемых и так далее. Поэтому очень важно развивать инфраструктуру. Правильно, что Правительство сейчас делает упор на развитие инфраструктуры - с точки зрения инфраструктурных проектов, это весьма важно. Тот бизнес, который будет направлен на развитие сети автодорог, энергетических мощностей и так далее - это для них. А потом, когда уже будет создана инфраструктура, тогда бизнес, возможно, пойдет и без таких льгот.

Кроме того, нам следует действовать не столько в области уменьшения ставок налогообложения, сколько создания более благоприятного климата, в том числе налогового администрирования. Сейчас налоговые органы рассматривают своих контрагентов в основном как источник получения доходов, любой ценой пытаясь выжать из них все налоги. А их следует рассматривать как партнеров, помогать оформлять налоговые документы, следить за правильностью. И очень важно с этих позиций совершенствование именно администрирования. Имеет смысл подумать о сокращении выездных налоговых проверок, особенно для иностранного инвестора, потому что отечественные инвесторы привыкли к нашей системе, а иностранный бизнес ошарашен такими внезапными проверками, тем более если они еще не имеют обоснованной экономической причины. Порой так сомневается налоговая инспекция - ну давай поедем, проверим. А вот с точки зрения улучшения администрирования надо подумать о создании такой общественной комиссии, которая давала бы право решать не только налоговикам — ехать или не ехать с выездной проверкой, но и независимому эксперту высказать мнение: да, действительно, тут имеются нарушения, имеет смысл сделать налоговую проверку.

Существует еще один важный момент с точки зрения инвестиции в инфраструктуры. Министр финансов говорит, что следует нам искать и другие источники финансирования в указанных регионах, в том числе привлечение пенсионных фондов, других резервов, выпуск государственных облигаций. Все это важно, действительно, следует воспользоваться всеми источниками финансовых ресурсов, вместо того чтобы вкладывать в ценные бумаги иностранных государств, и, если есть ресурсы, направлять на развитие своих территорий. Что же касается идеи о том, что можно использовать в качестве составляющих тарифные источники инвестирования, то есть составную часть инвестиций включать в тарифы, я категорически не согласен. Тарифы на железной дороге у нас одни из самых высоких. И с одной стороны, мы хотим сдерживать инфляцию, а с другой стороны, министр предлагает такую идею. Получается, что капитальные вложения через амортизационные отчисления мы включаем уже в себестоимость и в цену. Из этого выходит как бы двойной счет: через амортизацию и через амортизационные составляющие в тарифах. С этой идеей, конечно, нельзя согласиться, и с моей точки зрения, это будет одним из источников дальнейшего роста инфляции в стране.

В целом, конечно, то, что Правительство наконец-то начинает переходить к делу с точки зрения улучшения условий для инвесторов — положительный фактор. Это одно из направлений, когда некоторые действительно в большей степени заинтересованы во вложении своих активов. И кроме того, наш Дальний Восток и Забайкалье - это источник еще многих кладовых, в том числе и по полезным ископаемым. И одно из мероприятий, которое Минприрода проводит совместно с Министерством финансов, это введение дифференцированных налоговых ставок по налогу на добычу полезных ископаемых. С этой идеей наши экономисты давно, что называется, носятся, но она до сих пор никак не могла претвориться в жизнь. И сейчас переход к таким конкретным стыковкам между этими министерствами практически позволяет выйти на результат. Потому что полезные ископаемые - это не фабрика и не завод, это очень специфично. И если месторождения труднодоступные, не очень богатые, с большой глубиной отработки или на последней стадии, когда идут большие издержки, то, конечно, целесообразно применять дифференцированные налоговые ставки в зависимости от конкретного объекта. Это тоже в большой степени будет стимулировать отработку тех объектов и привлечет инвестиции в данный регион.

Подготовила Дарья Бурда

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1721

Ещё материалы: Валентин Чайников