День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

Юрий Солонин о Едином учебнике истории

20.03.2013 13:48

- Создать Единый учебник истории за один год реально, если есть люди, которые над этим думают, и у которых есть заготовки. Было время, когда нас уверяли, что такой учебник не нужен, поэтому у людей могли опуститься руки. В течение года написать с белого листа учебник — не очень серьезная поставка вопроса с точки зрения того, как пишутся учебники, курсы в области гуманитарных, социально-политических и других наук. Думаю, будет сложно создать апробированный учебник за такой срок.

Историю изучают чуть ли не с четвертого класса до конца обучения, и всегда существовал целый комплект учебников истории. Опыт показывает, что целая вереница учебников сменяет друг друга, подводя к современности. Когда человек заканчивает обучение, он уже знает весь исторический процесс и воспринимает его в целости. Единый учебник по истории может быть системой учебников. Они, конечно, должны быть написаны с единой позиции. Легко было разрушить, но очень трудно будет создать - это первое. Второе — возможно, что учебник по истории можно создать без политики, но без мировоззренческого аспекта создать учебник истории в принципе невозможно, мировая практика таких учебников не знает. В России, в СССР, в Германии, в Англии, где угодно, нет таких примеров. Поэтому рассуждение, что история — это нанизанные на ниточку времени факты, сменяющие друг друга, - абсурдно.

Ценностный момент, основа, на которую должны ложиться и восприниматься факты - главное, что должно быть принято во внимание для составления и разработки учебников. Именно в последние десятилетия на эту ценностную основу и был направлен основной удар всех современных «вершителей» наших проблем. Уничтожить такую ценностную основу нельзя. Все учебники, вышедшие под эгидой Сороса и другими зарубежными инстанциями, внешне как бы стремились восстановить забытые факты, а на самом деле пытались представить нашу собственную альтернативную историю, противоречащую духу народа, структуре его жизни, смыслу его существования. Это один из источников духовного кризиса, в который мы сейчас повержены, и до сих пор не можем из него выйти.

Во-первых, нам внедрили мысль, что русский народ — это народ холопов и рабов, безвольные люди, которые отдали государству свои жизненные ценности и выступали лишь в качестве дитяти, которое выпрашивает милости от царя или вождя. И это совершенно противоречит реальным историческим фактам. Народ создавал государство, конечно, передавал ему определенные функции, но до той поры, пока существует связь между народом и государством, процветает и та, и другая сторона. Это трагическая история, но это не значит, что она выхолостила интернациональную душу народа. Русский народ — не народ-насильник, который только и думал подчинить себе окружающие народы и страны, но это один из главных мотивов, который постоянно нам внедряют, и он должен быть преодолен. Потому что создание Российского государства — одно из величайших достижений русского народа — проходило по другой траектории, которую сейчас надо восстановить. Можно привести другие ценностные факты. Ценность - это правильная оценка исторических фактов и их нахождение. Решить подобного рода задачи чрезвычайно трудно.

На эту тему можно писать целый очерк в газету, безусловно, Президент поставил капитальную задачу. Но ее размеры должны обсудить специально заинтересованные, педагогические, включая и ученые сообщества школы, люди, которые приобщены к историческому знанию и пониманию ситуации.

Подготовила Дарья Бурда

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1503

Ещё материалы: Юрий Солонин