Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Николай Рыжков: Без планового начала не могут жить ни крупные компании, ни государство в целом

Закон «О государственном стратегическом планировании»

13.02.2013 14:53

- Я имею определённый опыт работы в сфере государственного планирования. Будучи первым заместителем Председателя Госплана Советского Союза, как раз занимался вопросами краткосрочного, годового, пятилетнего и более перспективного планирования. На протяжении последних двадцати лет, я не уставая, говорил, что рано или поздно мы должны вернуться к этой системе. Не может жить страна по принципу — рынок сам всё отрегулирует. Идея эта была заимствована у американских учёных, хотя было ясно, что, идя таким путём, мы окажемся в тупике. Я не идеализирую плановую систему Советского Союза, в ней было много хорошего, но и много того, чего не надо брать с собой. Допустим детальное планирование, которое тогда имело место, сегодня не нужно, потому что рыночные отношения имеют совсем другую материю. Поэтому я очень доволен тем, что мы наконец-то созрели для принятия документа о государственном стратегическом планировании.

Вообще-то планированием занимается весь мир. Да, рыночные отношения существуют, они помогают создавать конкуренцию. Но направленность развития всё-таки определяет государство. Возьмите, например, большие компании. Что, «Боинг» без плана живёт? Ничего подобного — он имеет его на годы вперёд, знает какой самолёт надо делать, скажем, через пять или десять лет. А «Дженерал Моторс» и другие крупнейшие компании? Абсолютно все имеют планы своего развития и деятельности на будущее. Это происходит в Японии, Франции, в тех же США, других странах. Без планового начала не могут жить ни крупные компании, ни государство в целом.

Из принципиальных моментов я бы выделил два. Во-первых, прогнозирование на будущее предлагается делать на период от трёх лет. Например, среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны ограничен временным отрезком от трёх до шести лет. Понятно, почему появилась такая цифра — у нас сейчас федеральный бюджет верстается именно на три года. Когда несколько лет назад появилась эта «трёхлетка», я спрашивал у тогдашнего министра финансов Кудрина — почему три года, а не пять или сколько-то ещё лет? Что, нельзя заглянуть дальше? Думаю, что и период в шесть лет поставлен не случайно — это срок полномочий избранного Президента. Я бы не делал этого при всём уважении к главе государства. Лучше впомним собственный опыт — у нас были и трёхлетки, и восьмилетки, но, в конце концов, пришли к оптимальной периодичности — пять лет. На этот срок составляли детальный план развития страны, политическая жизнь так же отмерялась этим сроком — съезды партии, утверждение главы правительства и так далее. И сейчас время пребывания главы субъекта Федерации на своём посту до проведения очередных выборов ограничено пятью годами. Поэтому, на мой взгляд, за основу надо взять именно пятилетку.

Во-вторых, при наличии в сегодняшней России 83 субъектов Федерации надо особое внимание уделить планам развития регионов в контексте государственного стратегического планирования. Я не думаю, что государственный стратегический план сможет быть настолько всеобъемлющим, что «накроет» каждый из регионов. Поэтому субъекты Федерации должны разрабатывать свои планы с учётом всех тех ориентиров, которые будут определены в главном государственном документе. При этом роль «первой скрипки» должно играть не только Минэкономразвития, которое можно считать преемником советского Госплана, но и Минрегион.

И ещё один, на мой взгляд, очень важный момент: надо чётко прописать систему принятия планов. Прежде она была такой: документ разрабатывал Госплан, передавал его для рассмотрения в Совет Министров, и после утверждения Верховным Советом он становился законом. Как будет сейчас? Я вижу такую технологию прохождения: Минэкономразвития разрабатывает план на очередной период, Минфин оценивает его обоснованность с точки зрения финансовых возможностей, затем свой вердикт выносит Правительство, после чего готовый документ рассматривают палаты Федерального Собрания и окончательную точку ставит Президент. То есть примерно по той же схеме, по какой проходит сегодня любой федеральный закон. И такой план тоже должен быть законом.

Подготовил Юрий Говердовский

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 1796

Ещё материалы: Николай Рыжков