Where Next for the UK in Europe? Великобритания – на европейском перепутье

Ожидается, что 22 января Франция и Германия будут праздновать 50-летие добрых отношений. (50 лет назад Франция и Германия подписали Елисейский Договор, который закрепил послевоенное примирение двух стран и дал толчок проекту европейской унификации. Между тем, 18 января, в пятницу, премьер-министр Великобритании Дэвид Камерон собирается выступить с речью, в которой, как ожидается, он будет говорить об ослаблении отношений страны с ЕС. По просьбе «Парламентской газеты» известный в Великобритании и в Европе финансовый и банковский эксперт Майкл Ридли, получивший степень доктора экономических наук в University College London, степень магистра в Йельском университете и в Лондонской школе экономики, прокомментировал сложившуюся в Евросоюзе ситуацию.

 - В чём особенность прошедшего, 2012 года для Евросоюза?

Он был непростым для политиков и глав ведущих государств ЕС, так как им пришлось приложить немало усилий, чтобы удержать находящуюся в бедственном положении еврозону от распада. При этом надо отметить, что ни одна страна так и не покинула еврозону, а все долговые обязательства, выпущенные так называемыми «периферийными» членами еврозоны – Португалией, Испанией, Италией, Ирландией и Грецией, во второй половине года выросли в цене. Таким образом, несмотря на усугубляющийся экономический спад в Европе, с точки зрения институциональной — это был хороший год для еврозоны.

- Как чувствует себя один из первых членов ЕС — Великобритания, присоединившаяся к этому союзу ещё в 1973-м? Каким был 2012-й год для Великобритании? И что ждёт британскую экономику в плане финансовых и экономических показателей и отношений с ЕС?

– Великобритания – хоть и член Европейского союза, но не входит в еврозону. Мы полагаем, что стремление членов еврозоны преодолеть свои институциональные слабости путём сплочения в единый политический союз поставит Великобританию перед жёстким выбором: остаться в Евросоюзе или покинуть его. Перед лицом такого выбора – особенно если британскому народу будет дана возможность определить это решение через референдум, то при таком сценарии есть вероятность, что Великобритания выйдет из Европейского союза. Но произойдёт это не ранее 2017-го или 2018-го года. Британскому народу придётся делать этот выбор на фоне того, что привлекательность членства в Евросоюзе будет весьма ограничена, а преимущества выхода из него будут казаться очень весомыми.

- В чём, на ваш взгляд причина столь затянувшегося кризиса еврозоны?

 

Причина затянувшегося кризиса еврозоны и вероятность того, что он продлится ещё дольше, состоит в том, что еврозона действует не как единое политическое целое, то есть Евросоюз — это не единое государство. Если бы еврозона получила единые права налогообложения и использовала налоговые поступления для выдачи социальных пособий бедным регионам еврозоны, направляя их от богатых немцев и голландцев бедным испанцам и грекам, то это почти тот час же разрешило бы кризис. Однако политические круги в Германии и Голландии пока что отвергают возможность такого решения. Но если учесть, сколько политического капитала уже вложено в сохранение целостности еврозоны, именно этот путь может в итоге быть выбран для разрешения ситуации.

- Если это действительно произойдёт, как будут действовать британские политики?

– Проблема для Великобритании будет очень серьёзной, поскольку сегодня немногие британские политики разделяют идеал Большой Единой Европы (`ever greater union`). Это было мечтой определённого круга уже ушедших со сцены политиков: Тони Блера, Мандельсона, сэра Леона Бриттана. Но мало кому среди находящихся сегодня у власти в Великобритании свойственны такие устремления, и похоже, что они теперь чужды также и британскому народу.

На сегодняшний день Европа характеризуется низким экономическим ростом, высокой безработицей в регионах и политической неопределённостью. Привлекательность остального мира – с большой частью которого Великобритания связана тесными историческими узами – растёт не по дням, а по часам. В первое десятилетие 21-го века сложился квартет БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Большая часть земного шара достигает экономического роста за счёт прибыли населения, урбанизации и расширения рядов среднего класса. Благодаря своему прошлому и динамичному Британскому содружеству, у Великобритании тесные связи со многими стремительно развивающимися странами – такими как Индия, Пакистан, Шри Ланка, Гонконг, Малайзия, Кения, Оман. Никоим образом не отжившее свой век Содружество, напротив, процветает. К нему присоединяются страны, никак не принадлежавшие к имперскому прошлому Великобритании – такие, как Мозамбик (в 1995 г.) и Руанда (в 2009 г.), так что в Содружество сегодня входит 54 страны, включая основавших его в 1931 г. Австралию, Канаду, Новую Зеландию, Южную Африку и Великобританию.

В тоже время Великобритания слабо играет на европейском поле, оставаясь чистым донором ЕС и не умея оказать британским компаниям должную поддержку в тяжёлом и долгом процессе введения нормативов и правил в соответствии с системой Римского права — анафемой английской правовой традиции. Лейбористская партия, когда она у власти, имеет обыкновение передавать полномочия ЕС в надежде расширить своё влияние, которое вскорости утекает. Любое правительство консерваторов, приходя к власти, вынуждено тратить массу времени и энергии в попытках просто заблокировать или ограничить бесконечный поток предлагаемых ЕС законопроектов, которым оно противостоит. Эта непрекращающаяся борьба оставляет политикам очень мало времени для укрепления связей в других частях света, а это означает, что выезды британских политиков за пределы Европейского союза приносят мало пользы: местные власти скорее ждут официального визита представителей ЕС, а не британцев.

Однако нельзя сказать, что все британские политики — противники Европейского Союза. Тори, в основном, настроены против, хотя многие из них за то, чтобы остаться в рамках зоны свободной торговли ЕС. В Лейбористской партии мнения разделяются. Либерал-демократы – за. Консервативная партия, вероятно, хочет, чтобы Великобритания осталась в едином рынке ЕС, но не желает участвовать в укреплении политического союза, который будет создаваться из стран, составляющих ядро Европы. Находящееся у власти правительство консерваторов/либерал-демократов, скорее всего, предложат британскому народу референдум по еврозоне в преддверии следующих всеобщих выборов в 2015 г. Многие хотели бы, чтобы это был референдум в котором британцам будет предложен выбор либо остаться в ЕС, либо выйти из него. Возможно, что предлагаемый выбор будет между тем, чтобы остаться в ЕС – таком, как он есть, или же остаться в ЕС после того, как британское правительство добьётся определённых дополнительных «уступок» со стороны ЕС – уступок, которые повлекут за собой возврат некоторых прав и полномочий от ЕС к Великобритании. Некоторая сложность положения Великобритании определяется тем, что находящееся у власти коалиционное правительство проводит дефляционную денежно-кредитную политику, выливающуюся в слабые экономические показатели. Британское правительство считает, что государственный сектор должен сокращать свои расходы – так, чтобы правительству не приходилось занимать так много денег. (Это противоречит совету кейнсианцев, которые считают, что правительство должно больше занимать и тратить, чтобы подстимулировать экономику). Мы считаем, что британский народ с большей вероятностью проголосовал бы за выход из ЕС, если бы экономика Великобритании была сильной, а экономика еврозоны слабой. Такая ситуация может возникнуть к 2014/2015 годам, но в настоящее время экономики и Великобритании, и еврозоны слабы.

- Некоторые, особо сурово настроенные против ЕС политики в Великобритании утверждают, что ваша страна должна принять эти решения в период с 2016 по 2018 годы. Если это не будет сделано, то права Великобритании будут настолько подавлены политической машиной ЕС, что у неё уже не будет полномочий, чтобы действовать как независимая страна, и она будет функционировать скорее как регион Европы.

– В выжидательной позиции Великобритании имеется один козырь, а именно, что судьба стран, составляющих ядро Европы, ещё не определена. Может так случиться, что, если Великобритания просто немного переждёт, в 2014 — 2015 годах мы всё-таки увидим распад еврозоны, который многими предсказывался на 2012 год. В процессе распада одна или более стран еврозоны объявит дефолт по своим суверенным долгам, а затем и другие страны также решат покинуть еврозону. Великобритании тогда не придётся принимать решение о выходе из Европы, поскольку на этом этапе слияние в единый политический союз уже не будет входить в повестку дня.

Беседу провела Ольга Стройнова

Ещё материалы: Майкл Ридли

Просмотров 1305