Теракт в «Крокус Сити Холле»

17:30Суд арестовал девятого фигуранта в деле о теракте в «Крокусе»

16:24Следствие попросило арестовать девятого фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

Сенатор Игорь Чернышёв: Надо обнулить налоги по авиаперевозкам внутри России

26.04.2016 12:17

О проблеме дороговизны авиаперевозок внутри России не говорит сегодня только ленивый.  Между тем россияне всё больше летают внутри страны — об этом говорят данные Росавиации. Нужны ли стране бюджетные авиакомпании, станет ли топливо для наших самолётов бесплатным, реально ли отечественным планерам вытеснить с рынка «боинги» и «аэрбасы» — обо всём этом корреспондент «Парламентской газеты» побеседовал с профессиональным лётчиком, заместителем главы Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорем Чернышёвым.

Нам по силам сделать так, чтобы авиакомпании получали топливо бесплатно

- На этой неделе российские авиакомпании опять попросили у правительства дополнительных субсидий. Хотя в 2015 году для внутренних авиаперевозок было реализовано пять программ субсидирования из федерального бюджета.  Сейчас, как поясняют эксперты, говорят о конкретных направлениях — Крым, Калининград, Дальний Восток. Причём вероятнее всего субсидии удастся получить только по дальневосточному направлению. Как вы оцениваете субсидирование наших авиаперевозок и надо ли его корректировать?

- Увы, у нас субсидирование авиаперевозок идёт по принципу «затыкания дыр». Системного решения этой проблемы нет. Между тем, Россия  — страна, добывающая нефть, которая, согласно Конституции РФ, является наряду с другими недрами достоянием народа. И было бы правильно, если бы каждый россиянин мог пользоваться этим достоянием,  — в том числе через дешевые авиабилеты. Ведь государству вполне по силам разработать систему, по которой компании получали авиатопливо бесплатно. Главное, чтоб у людей появилась возможность перемещаться по стране самолетом по доступным ценам.

Сейчас есть возможность купить недорогой билет в один конец — например, на заработки на тот же Дальний Восток. А как слетать туда же в отпуск, на свадьбу, на день рождения детей и внуков? И коль уж Россия является блюстителем семейных ценностей, то мы должны бороться за низкую цену авиабилета, чтобы семья могла в любой момент воссоединиться в любой точке страны. Эти проблемы мы обсуждаем сегодня на рабочей группе в Совете Федерации, возглавляемой сенатором Вячеславом Штыровым. И говорим сегодня о том, чтобы обнулить налоги, связанные с авиаперевозками пассажиров.

- По поводу обнуления налогов — эти предложения слышат в Правительстве?

- Они озвучены, и нам хотелось бы, чтобы оно было услышано. Это — один путь, второй путь — подготовка соответствующего законопроекта.

 «Какие ещё проверки? Мне это непонятно»

- В первом чтении уже принят законопроект об особом статусе компаний, осуществляющих авиаперевозки в сегменте низких цен  — т.н. лоукостеров. Однако чуть ли не одновременно «понеслись» проверки  таких компаний, в результате чего некоторые из них оказались в крайне сложной ситуации. Причина — претензии Ространснадзора в том, что компании, снижая цену, ограничивают вес бесплатного багажа и не предоставляют питание, хотя это и не нарушает нормы действующего законодательства. Как прокомментируете эту ситуацию?

- Мы забываем, что у нас есть закон о правах потребителя. Летим ли мы самолётом, едем ли мы автобусом, пришли ли мы в магазин — мы являемся потребителем услуги. Мы договариваемся о тех или иных условиях предоставления нам этой услуги. И я, как потребитель, соглашаюсь на условия  того или иного авиаперевозчика. Какое ещё нужно регулирование? Какие ещё могут быть проверки? Мне это непонятно.

- Закон о лоукостерах после вступления его в законную силу, даст новые положения, которыми будут руководствоваться инспекторы Госавианадзора при проверке авиакомпаний. А пока деятельность таких компаний не имеет законодательного регламента работы. Может кто-то этим пользуется, чтобы грубо говоря, «нагреть руки»?

- Этого я не знаю. Одно могу сказать определённо — вместо того, чтобы пользоваться тем, что уже есть, мы пытаемся «городить огород», устраивая дополнительные проверки.

- Сегодня количество туристов, приезжающих в Россию растёт — об этом говорят зарубежные источники. Вы курируете в Совете Федерации работу по развитию внутреннего и въездного туризма. Как считаете, готовы наши авиакомпании к увеличению числа туристов, к курортному сезону?

- Главное, что готова наша страна — каждому туристу найдётся в России место, которое удовлетворит его интерес. Для иностранных граждан первичен уровень сервиса, и мы сейчас работаем над стандартизацией пакета туристических  услуг — в том числе, касающегося питания. Что касается перевозок внутри страны, то если будет устойчивый спрос (это ключевое условие стабильности), то наши авиакомпании, безусловно, справятся. Но здесь возникает вопрос недостаточного  взаимодействия между туроператорами и Росавиацией. И даже субсидирование авиаперелётов идёт порой не по тем направлениям, по которым  крупные туроператоры формируют свои турпакеты. Это более чем странно, и так быть не должно.

Без бюджетных авиакомпаний в России не обойтись

- В связи с этим возникает вопрос малой авиации внутри регионов России… Как решить проблемы местной, региональной авиации, где сегодня качество обслуживания в аэропортах на местах, в том числе с точки зрения безопасности перелётов, низкое, а цены порой превышают тарифы лучших аэропортов Европы?

- Действительно, здесь у нас есть большие проблемы.  Причём это касается не только самих самолётов, но и обустройства аэропортов — оно стоит очень дорого. И здесь стоит говорить о том, чтобы требования к безопасности не были одинаковы к аэропорту в Москве и к аэропорту, скажем, в городе Стрежевой, где летает один-два рейса в день. Здесь, на мой взгляд, нужны изменения на уровне постановления Правительства РФ. При этом нужно разделить  — что является второстепенным, а что ключевым  в точки зрения безопасности полетов. И с этой точки зрения корректировать правила. Если мы оптимизируем здесь расходы, то и билеты удешевятся — ведь траты на безопасность сегодня возлагаются на пассажиров. Замечу, что после трагедии 11 сентября в США были ужесточены требования к безопасности в аэропортах. Но не ко всем — на перелётах между городами Америки люди, как и раньше, могут подъехать к самолёту на машине и сесть в него без дополнительных проверок.

Кстати, касательно кадров для охраны аэропортов, то можно задействовать ресурс, например, местной пожарной охраны. Её части есть в каждом городе, они находятся рядом с аэропортами, и обучить их сотрудников правилам безопасности легче, чем людей «со стороны». Мы готовим соответствующие предложения.

- На прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что ситуация, когда 80 процентов российского рынка дальнемагистральных самолётов представлена самолётами Boing и Airbus, «нетерпимая ситуация». На ваш взгляд, возможно ли вытеснить с рынка России таких гигантов, если последний дальнемагистральный самолёт отечественного производства Ил-96 «Аэрофлот» вывел из эксплуатации год назад?

- С точки зрения актуальности проблемы это вопрос не завтрашнего, не сегодняшнего, а позавчерашнего дня. И актуальность эта только растёт. Не знаю, были ли это умысел со стороны «финансового блока» или что-то ещё, но авиационная отрасль не получала должной поддержки. А наши планеры — хорошего качества, и заниматься модернизацией их двигателей, салонов необходимо. У нас есть, например, Ан-24, Ан-26, который может летать и на Северный полюс, и в Африку, садится на любую полосу. Но сейчас они отрабатывают свой эксплуатационный ресурс, и пойдут, что самое страшное, «под нож» — никто в модернизации не заинтересован.

Хочется верить, что с приходом Дмитрия Рогозина эта ситуация кардинально поменяется, мы уже видим подвижки, предпосылки к этому. Данным вопросом нужно заниматься, и мы готовы обеспечить законодательно такую работу. Она даст результат, который ждут все граждане страны: мы авиадержава, и при всех плюсах Боинга или Аэрбаса, наши самолёты никогда плохими не были. Тем более что авиаотрасль всегда была заказчиком самых современных технологий. И мы в них отстали ещё и потому, что наша авиация перестала их заказывать.   

- Как вы рассматриваете возможность появления в России бюджетных авиакомпаний?

- Считаю, что они у нас уже есть. Например «Аэрофлот» — она получает приличные деньги из бюджета, просто у компании бизнес-система управления. Как и большинство наших крупных нефтегазовых компаний. Только почему-то управленец такой компании не является госслужащим, и получает зарплату больше, чем даже министр энергетики, который отвечает за работу всей отрасли! Это абсурд, конечно.

В целом, я, конечно, приветствую создание бюджетных авиакомпаний. Они нужны, чтобы обеспечивать те направления перелётов, которые не выгодны для бизнеса, но необходимы для страны. Например, Салехард — наш форпост на севере. Летать туда не просто, не говоря уже про населенные пункты вокруг него. И авиаперевозки туда могут обеспечить только бюджетные компании. Если они заработают, то не надо  будет каждый раз понимать вопрос дополнительного субсидирования. И ещё: в стратегии транспортной безопасности определено, что должен быть разработан минимальный социальный тариф, который исходит из платёжной способности населения. А разница между социальным и экономически обоснованным тарифом должна кем-то компенсироваться. На себя это может взять бюджет, и на севере уже создаются ФГУПы, которые этим и занимаются в сфере авиаперевозок. Считаю, нам без бюджетных авиакомпаний в России не обойтись.

Беседовал Никита Вятчанин 

  

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3925