Как пройти между Сциллой и Харибдой в системе ОМС

Защищать пациентов станут страховщики

С 2016 году в России начнётся формирование «пациентоориентированной» системы здравоохранения, обещают чиновники Минздрава. Что она собой представляла до сих пор и почему для заботы об интересах пациентов необходимо усовершенствовать работу страховых компаний в системе ОМС, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

- Валерий Владимирович, что вообще обозначает это понятие - «пациентоориентированная система здравоохранения»? Разве до этого медики ставили во главу угла интересы кого-то ещё?

- В данном случае речь идёт не столько о работе врачей, сколько о деятельности страховых компаний в системе ОМС. Необходимо, чтобы они представляли интересы пациентов не только на словах, но и на деле. Именно поэтому уже сейчас начинается работа по формированию специального института страховых представителей, в рамках которого будет осуществляться постоянное «ведение» застрахованных граждан. Страховым компаниям нужно отлаживать механизм работы специальных агентских служб с закреплением за каждым их сотрудником той части населения, которую он должен курировать. Специалисты страховой компании должны знать своих «подопечных» чуть ли не «в лицо» - точно так же, как участковый терапевт, который давно работает, знает всех своих постоянных пациентов. Другой альтернативы нет: если мы решили идти по пути развития страховой медицины, нельзя допустить, чтобы компании в этой системе превратились просто в бухгалтерию для перечисления средств, которые они получают из фонда ОМС.

- На какую поддержку сотрудников страховых компаний смогут рассчитывать россияне?

- У этих агентских служб будет немало задач. Начиная от консультаций по вопросам оказания бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий и заканчивая SMS-оповещением о необходимости прохождения диспансеризации, её целях и задачах, контролем за тем, как человек эту диспансеризацию проходит. В конечном итоге все эти меры будут способствовать повышению ответственности россиян за состояние своего здоровья, мотивировать их к ведению здорового образа жизни.

- Правила работы в системе ОМС меняются на глазах. В конце прошлого года был принят закон, который предусматривает, в том числе, ужесточение требований к минимальному размеру уставного капитала страховщиков - с 60 миллионов рублей до 120 миллионов рублей. В результате отдельным компаниям придётся с рынка уйти. Так ли необходима была такая мера?

- Я считаю, что да. Укрупнение страховых медицинских организаций оградит пациентов от риска столкнуться с недобросовестными фирмами, приведёт к тому, что на рынке останутся только сильные, финансово устойчивые компании. Они смогут не только в полном объёме выполнять законодательно установленные функции, но и принять на себя дополнительные обязанности. Да, можно было пойти другим путём и разрешить участвовать в системе ОМС любой страховой компании. Но это привело бы к тому, что через некоторое время начали страдать либо граждане, либо лечебные учреждения: мелкие компании стали бы банкротиться, уходить с рынка, становиться неплатёжеспособными…

- Сколько всего страховых компаний стоит оставить в системе ОМС?

- Сейчас этого никто не знает, покажет время. Но здесь принципиально важен один момент. Необходимо добиться того, чтобы у наших граждан был выбор, к кому обратиться, и страховые компании боролись за клиента. Параллельно больше внимания стоит уделять профилактике, а не увлекаться показателями стационарной помощи. Стационар - это уже некая финальная часть. Опытные страховые компании должны быть заинтересованы в том, чтобы уменьшить свои расходы на выплаты больницам и поликлиникам за приём пациентов и увеличить доходы за счёт более широкого охвата населения. И ни в коем случаем нельзя допустить, чтобы первостепенной статьёй в источниках их доходов становились штрафы, которые они накладывают на больницы и поликлиники. Если переоценить роль штрафов в этой системе, у страховых компаний появится только одно-единственное желание - карать. И врачебному сообществу придётся больше заниматься бумажными делами, заполнением всевозможных форм и отчётов, нежели лечением и профилактикой. Это потребует со стороны законодателей неких ответных мер по ограничению возможности страховых компаний накладывать штрафы. В результате мы получим очередную бюрократическую карусель.

- По словам главы ФОМС Натальи Стадченко, совершенствование обязательного медицинского страхования неразрывно связано с совершенствованием системы уплаты страховых взносов на неработающих граждан. Как решить проблему с самозанятым населением? Кто всё же должен платить взносы во внебюджетные фонды за эту категорию граждан?

- Это действительно очень сложный вопрос. Ведь в данном случае речь идёт, в том числе, о конституционном праве человека заниматься тем, чем он считает нужным. Однако пока что за эту категорию населения взносы в фонды ОМС платят бюджеты регионов. И это, прямо скажем, несправедливо. Губернатор Кировской области, к примеру, недавно сказал, что это обходится субъекту в 1,5 миллиарда рублей в год.

- Как заставить самозанятых россиян одуматься?

- Одну из мер недавно предложил председатель Правительства Дмитрий Медведев на съезде «Единой России». Она подразумевает, что самозанятому человеку предоставят возможность придти в налоговую инспекцию, оставить информацию о себе, после чего три года спокойно заниматься тем, чем он занимался. Вопрос в том, что будет после третьего года? Налоговая инспекция придёт к этому человеку? А если он скажет, что «я и дальше не хочу платить никаких взносов», или «что теперь я вообще решил бросить это занятие», или что «теперь я вместо нянечки буду репетитором, дайте мне ещё три года»? Это наказуемо или нет? Можно ли будет через три года привлекать к ответственности тех, кто и дальше не хочет платить взносы? Если да, то я такое предложение поддерживаю. Если нет, то нам, считаю, нужно разработать метод «кнута» для тех, на кого не действует «пряник». Возможно, это будет некий обязательный взнос во внебюджетные фонды.

- Есть ли уже методика выявления «работающих в тени»?

- Этим должны заниматься региональные власти, которые заинтересованы в успехе процесса больше всех. Кстати, определённые успехи в этой сфере уже есть. За два с половиной года из категории трудоспособных нигде не работающих граждан из серой зоны вышли два миллиона сто тысяч человек. Их нашли, с ними поговорили, дали возможность объясниться с налоговой инспекцией, предложили варианты легализации своих отношений с государством - кому-то выдали патенты, кому-то больше по душе пришлось индивидуальное предпринимательство, кто-то создал ОАО. Если человек организовал бизнес и создал дополнительные рабочие места, то за это службы занятости оказали ему дополнительную финансовую поддержку. Однако «в тени» осталось почти 15 миллионов человек. И наша задача сделать так, чтобы они стали постоянно занятыми и выполняли свои конституционные обязанности, а не только пользовались правами. Соответствующий законопроект уже разрабатывается: юристы ищут форму, как пройти между Сциллой и Харибдой, чтобы, с одной стороны, не нарушить конституционные права граждан на бесплатное здравоохранение и право заниматься тем, чем им нравится, а с другой стороны, восстановить социальную справедливость.

Беседовала Ольга Шульга

Ещё материалы: Валерий Рязанский

Просмотров 3746

13.02.2016 10:00