Некоторым россиянам станет проще получить профессию врача
94 медицинских направления вошли в перечень льготного образовательного кредита
Медицинские и фармацевтические направления для обучения по программам среднего образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры и ординатуры вошли в перечень льготного образовательного кредита, который утвердило Правительство в ноябре. Ранее такие займы были доступны для студентов всех специальностей. Также в ноябре кабмин ограничил число платных мест по одной специальности в медвузах в следующем учебном году. «Парламентская газета» узнала, как эти решения повлияют на доступность медицинского образования и качество лечения.
Новые правила
В ноябре Правительство обновило правила предоставления образовательных кредитов. Если ранее такие кредиты были доступны для студентов всех специальностей, то теперь они доступны только по направлениям из перечня. В список среди прочих вошли медицинские и фармацевтические направления для обучения по программам среднего образования, бакалавриата, специалитета, магистратуры и ординатуры. В частности, в перечне значится 94 направления ординатуры. Также в ноябре Правительство утвердило на будущий учебный год правила определения предельного количества мест для приема на платное обучение в вузы, а также перечень специальностей, по которым число таких мест будет ограничено.
Список состоит из 40 направлений подготовки: 28 — по программам бакалавриата, 12 — по программам специалитета. В контуре здравоохранения ограничения на платные места коснутся только специальности «стоматология».
По словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмилы Скаковской, обеспечение системы здравоохранения квалифицированными кадрами по наиболее приоритетным направлениям сейчас одна из актуальных задача для страны.
«Инициативы Правительства направлены на решение этой задачи и устранение кадрового дисбаланса в системе здравоохранения. Уверена, что обновленные правила позволят сконцентрировать ресурсы и усилия на подготовке специалистов по приоритетным областям, сделать медицинское образование более доступным именно для тех граждан, которые идут на специальности, в которых ощущается кадровый дефицит», — рассказала сенатор «Парламентской газете».
Отбор станет тщательнее
Эти решения Правительства окажут комплексное влияние на систему медицинского образования, считают эксперты.
«С одной стороны, медицинское образование станет доступнее за счет предоставления кредитов. С другой — более избирательным. Так как абитуриенты будут сильно задумываться о кредитах на обучение длиной 6-8 лет», — оценила долгосрочные эффекты от решений кабмина руководитель экспертно-аналитического центра Национального НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко, главный научный сотрудник Мария Денисова.
По ее словам, это позволит отбирать более целеустремленных и более требовательных студентов. Косвенным образом выиграют и внутренние программы ведущих медицинских вузов по выращиванию и развитию талантливых студентов. В НИИ имени Семашко это, например, фармацевтический лагерь «Филин» и программа подготовки для молодых научных кадров «Старт в науку».
«За 11 лет через образовательный лагерь «Филин» прошло более тысячи студентов. Это уникальная практическая площадка, куда мы приглашаем лучших специалистов из компаний, чтобы дать студентам то, чего они не могут получить в вузе. Наш последний опрос показал, что 32 процента выпускников проекта трудоустраиваются в фармкомпании, 27 процентов — в аптеки, а около 20 процентов приходят в науку», — рассказала она.
Этот проект охватывает почти все медвузы страны. Каждый вуз-участник самостоятельно отбирает студентов для поездки в лагерь. Ежедневно в лагере им приходится решать сложные задачи на реальном производстве — запускать линии, налаживать процессы выпуска лекарственных препаратов.
Еще один проект, «Старт в науку», помогает удерживать талантливую молодежь в исследовательской сфере. Заведующая кафедрой экономики и социологии здравоохранения НИИ общественного здоровья Полина Ананченкова рассказала, что существует диаметральный разрыв в ожиданиях между аспирантами и научными руководителями. «Они буквально говорят на разных языках, и это приводит к выгоранию и тому, что 90 процентов талантливых ребят уходят из науки, не дойдя до защиты. «Старт в науку» — это проект-«переводчик», который учит их находить общий язык», — пояснила она «Парламентской газете».
Ещё материалы: Людмила Скаковская







