Бюджет-2016: экстренный секвестр в плановом режиме
В Совете Федерации заранее прогнозировали риски, что сегодня поможет правительству оперативно скорректировать федеральный бюджет
Потери российского бюджета от падения цен на нефть могут составить 1,6 триллиона рублей, но у нас есть резервы, которые позволят провести новое сокращение бюджетных расходов в России, не затрагивая «защищённые» статьи расходов. Свои пояснения к намеченному в самое ближайшее время нового секвестирования расходов федерального бюджета-2016 специально для «Парламентской газеты» дал глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.
- Сергей Николаевич, чем обусловлено новое урезание расходов российского бюджета?
- Как мы помним, расходы бюджета на 2016 утверждены в объеме 16,1 триллиона рублей, доходы — 13,7 триллиона рублей. Предельный же уровень дефицита бюджета заложен на уровне трёх процентов ВВП — на том, что за этот предел выходить нельзя, особо акцентировал внимание Президент РФ Владимир Путин.
Отмечу, что эти показатели исходили из цен на углеводородное сырьё прошлого года. Члены нашего Комитета указывали в своём заключении по проекту бюджета-2016 на серьёзные риски: с учётом с агрессивной позицией стран ОПЕК под давлением США, не исключено, что цена на нефть будет меньше 30 долларов за бочку. И сегодня мы видим, что саудиты в ущерб себе уже установили в своём бюджете цену в 29 долларов за баррель — это подтверждает наши прогнозы.
Думаю, долго это не может продолжаться, но даже при в краткосрочной перспективе падение цен на нефть может нанести серьёзный удар по консолидированным доходам российского бюджета — они могут составить, по данным Минфина, до 1,6 триллиона рублей. Поэтому намечены новые корректировки, и Минфин уже готов внести предложения по сокращению расходов.
- Что именно ждёт российский бюджет?
- Сокращение расходов не должно коснуться защищённых статей — это, прежде всего, зарплата, соцвыплаты, пенсии и т. д. Новое секвестирование коснётся, в основном, расходов, связанных с госуправлением. При этом каждое федеральное министерство должно внутри своих смет будет сократить лимиты бюджетных обязательств на 10 процентов. На мой взгляд, данные меры достаточны, и они позволят правительству выдержать установку президента не выходить за предел дефицита бюджета в три процента ВВП.
Напомню, что у нас есть антикризисный резерв: не распределённые суммы в размере 150 миллиардов рублей, есть более 300 миллиардов рублей на антикризисную поддержку отраслей экономики. Резервы для сбалансированности и устойчивости федерального бюджета есть, и никаких поводов для паники не вижу. Идёт экономическая и финансовая война — это очевидно всем, кто мало-мальски интересуется мировыми событиями. И наше правительство готово к этому. Мы видим, что происходит с фондовыми рынками Китая, США уже в начале года, и чем быстрее мы среагируем на изменения в конъюнктуре мировой экономики, чем быстрее скорректируем параметры бюджета, тем лучше.
- Как новый секвестр отразится на регионах?
- На регионах это может отразиться лишь в контексте трансфертов из федерального бюджета — всё-таки их объём значителен, и они являются серьёзным источником дополнительных доходов субъектов РФ. Все понимают, что чем устойчивее федеральный бюджет в целом, тем устойчивее и бюджеты регионов. Поэтому очень важно, чтобы сохранились объёмы трансфертов для регионов, субсидий, которыми пользуются территории для поддержки своей
экономики (таких субсидий сегодня более ста). Мы в Совете Федерации будем эту позицию отстаивать, — надеемся, что поддержка региональных бюджетов останется неизменной. Отмечу, что российские парламентарии традиционно примут самое активное участие в разработке поправок в бюджет-2016 от «нулевого» чтения до их окончательного принятия.
Беседовал Никита Вятчанин
Ещё материалы: Сергей Рябухин