На этот вопрос отвечает председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, специальный представитель Президента РФ по сотрудничеству с Африкой Михаил Маргелов.
— Наше государство во внешней политике последовательно отстаивает первенство международного права, а потому выступает против военного вмешательства во внутренние дела Сирии. «Красной чертой», за которой такое вмешательство необходимо, США обозначили применение химического оружия сирийским режимом. Россия считает, что убедительных доказательств использования этого оружия официальным Дамаском нет. Наоборот, есть весьма обоснованные подозрения, что это вооруженная оппозиция, теснимая сирийской правительственной армией, распылила отравляющие вещества.
Подобная провокация создала реальную угрозу бомбардировки военных объектов Сирии. В этой ситуации Россия выступила с взвешенным предложением — взять под международный контроль сирийское химическое оружие. Президент Барак Обама не получил поддержку своей военной инициативы ни внутри США, ни среди ближайших значимых союзников.
Таким образом, российские предложения позволяют американскому президенту притормозить с военным вмешательством в Сирии, сохранив лицо. Сирийская правительственная армия в последнее время успешно воюет с оппозицией, так что Башар Асад готов поменять, вообще говоря, бесполезное в наше время химическое оружие на невмешательство США. Россия же своей инициативой укрепляет свои позиции поборника соблюдения международного права и обретает новых союзников по политическому урегулированию в Сирии.
Михаил МАРГЕЛОВ
Родился 22 декабря 1964 года в Москве. В 1986 году окончил арабское отделение Института стран Азии и Африки при МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук. В настоящее время председатель Комитета Совета Федерации по международным делам. Член верхней палаты парламента с ноября 2000 года. Представитель исполнительной власти Псковской области. Специальный представитель Президента РФ по сотрудничеству с Африкой.
|
—Сегодня зарубежные обозреватели часто вспоминают, с чего начинались войны США во Вьетнаме, Афганистане, Ираке. С посылки советников, воздушных и ракетных ударов по противнику, а продолжались проведением масштабных наземных операций. Каковы, на ваш взгляд как востоковеда и специалиста по международным делам, могут быть последствия применения силы для разрешения сирийской ситуации.
— Опыт вооруженных конфликтов в Ираке, Афганистане и Ливии наглядно показывает, что военное вмешательство, будь то вторжение сухопутных сил или операция «закрытое небо», стабильности не привносят. Вместо мира наступает хрупкое, прерываемое стрельбой и взрывами перемирие противоборствующих сторон и разрушение государственности, в том числе за счет нарастания сепаратизма.
На мой взгляд, планируемые США точечные удары только усугубят и без того не простую сирийскую ситуацию, еще больше ожесточат военные действия с обеих сторон — правительственных войск и оппозиции, в первых рядах которой, как известно, воюют боевики экстремистской организации Аль-Каеда.
Если ракетное нападение против Сирии начнется, то Иран может пойти на более активную поддержку сирийского президента. Короче говоря, американские воздушные атаки приведут только к эскалации гражданской войны с трудно прогнозируемыми последствиями. В самом деле, никто же не воображает, что после точечных ударов Башар Асад возьмет и сдастся.
—Бытует довольно распространенное мнение, что гражданская война в Сирии — это продолжение так называемой «арабской весны», в результате которой вместо бывших «автократий» к власти в ряде стран пришли радикальные исламисты, связанные с такими организациями, как «Аль-Каеда». Насколько вероятно подобное развитие событий в Сирии?
—Такое развитие событий вероятно в том случае, если вооруженная оппозиция сможет одержать военную победу и прийти к власти. Ведь, как уже отмечалось, ее передовой отряд — боевики «Аль-Каеды». Они после победы устроят в стране резню — плохо придется и алавитам, и христианам, и курдам.
Думаю, неизбежно начнется и противостояние между различными группами суннитов — джихадисты не терпят мусульман, которые не разделяют их ценности. В Египте и Тунисе к власти пришли не радикальные, а умеренные исламисты, пришли в мирной обстановке. А в Сирии уже больше двух лет идет настоящая гражданская война.
—Многие политики как на Востоке, так и на Западе высказывают опасение, что военная операция против Сирии не ограничится только провозглашенными целями — наказать виновников применения химического оружия, а будет лавинообразно развиваться дальше на Средний Восток и Центральную Азию. Известно, что там экстремистские исламские движения тоже активизируются. Есть ли опасность подобного развития событий?
—Такая опасность есть. Но все же, на мой взгляд, главный узел напряженности — это ситуация вокруг Сирии. То есть противоречия между Ираном, Турцией и странами Персидского залива вместе с Иорданией и ее позицией в связи с сирийскими событиями.
В этом регионе обострилось межрелигиозное противостояние между двумя основными ветвями ислама — суннитами и шиитами. Эта ситуация накладывается на борьбу за региональное лидерство. И сирийская проблема — прямое проявление этого противоборства.
В случае победы действующего президента Сирия, по-видимому, останется верной союзницей Ирана и поддержит его притязание на гегемонию в ближневосточном регионе. У современной Турции проявляется прежний имперский синдром — она стремится вернуть оттоманское влияние на Среднем и Ближнем Востоке. Саудовская Аравия, в свою очередь, не желает терять свои позиции в арабском мире. Трудно сказать, что дадут всем этим заинтересованным странам неминуемый хаос и кровавая резня в Сирии в случае победы воюющих на стороне оппозиции радикальных исламистов.
—В связи с обострением ситуации вокруг Сирии и попытками США и его союзников действовать в обход решений Совета безопасности ООН не приведет ли подобное попрание международного права к дискредитации возможностей этой Организации в посредничестве при разрешении спорных международных вопросов и региональных конфликтов?
— Организация Объединенных Наций уже пережила подобную ситуацию во время бомбардировок Югославии. Тем не менее, свой авторитет и влияние на международные события сохранила. Позиция России в сирийском вопросе поддерживает этот авторитет, поскольку последовательно отстаивает международное право.
Беседовал Александр СУХОПАРОВ