Европа перед выбором
В мае пройдут очередные выборы в Европарламент, однако на фоне перманентно провоцируемой нестабильной ситуации внимание к этим выборам пока небольшое…
Валерий Бакушев, профессор, доктор политических наук, директор Центра парламентаризма Международного института государственной службы и управления РАНХиГС
Хотя здесь не может быть однозначного подхода и оценки происходящего. Действующий с 2009 года Европарламент продолжает оставаться под влиянием правоцентристов, в основном входящих в Европейскую народную партию и объединение Европейских демократов. Там активно выражено также влияние радикалов, из-за чего наднациональный парламент как-то сторонился браться за разрешение сложных проблем, так как достигнуть политического компромисса было бы довольно тяжело.
Европарламент, конечно, стал заметным институтом политического влияния в Европе и «что-то» значит в мировых процессах. Это, во-первых. С другой стороны, во-вторых, как и предыдущие формирования Европарламента, его новый состав может быть еще более радикальным, чем Европар-ламент-2009, так как может вобрать в себя представителей фланговых течений, которые в отдельных странах (не по всей Европе) не играют ведущей политической роли, но находят электоральную поддержку. Напомним, что так проявили себя кандидаты не от правящих партий в прежнее десятилетие, что подтверждало протестный характер голосования (Испания, Греция, Великобритания, Эстония). А неучастие в выборах во многих странах составило более половины избирателей, особенно в новых странах Евросоюза (Болгария и Румыния — более 62 процентов; Словения, Словакия, Чехия, Литва — 72-80 процентов). Явка по странам ЕС, напомним, составила 43,1 процента, а в странах бывшего социалистического лагеря (10 стран) — не более 31 процента.
Заметное влияние на континенте оказывает радикальная новая европейская партия «пиратов», которая институирована далеко не во всех странах, но не имеет своего электорального представительства. Уточним, что эта партия не регистрируется в России, но как евродвижение находит своих сторонников. А в Швеции на выборах 2009 года она стала даже победителем.
Вполне возможно, что на общий процесс выборов в Европарла-мент-2014 до последнего времени оказывала влияние неясность с кандидатурой основного представителя политической еврокоалиции, и оно связывалось, прежде всего, с Европейской народной партией. А это консервативная политическая линия влияния на континенте. Недавнее представление Ж.Б. Юнкера в качестве возможного нового лидера — предполагаемого руководителя Европарламента — может помочь успеху консерваторов на выборах 2014 года. То есть с ним связывается сохранение в своей основе действующей партийной коалиции, если учитывать и личные качества претендента от Европейской народной партии. Он опытный чиновник, что ныне нужно Европе, которая отчасти утрачивает свою роль в процессах мирового геопорядка. Его даже называют «крепким динозавром» и «убежденным федералистом», а это тоже востребуется в Европе на новом уровне интеграции, так как прежнее быстрое «склеивание-расширение» из-за последствий кризиса стало давать трещины (волнения противников «быстрой интеграции», не говоря уже об известных заявлениях руководства правительства в Великобритании).
Развивая далее мысль в возможной победе консерваторов на выборах в Европарламент-2014, политическую поддержку может составить отход будущего Европарламента от «мелкотемья», чтобы он не продолжал вмешиваться (через чиновничьи процедуры) в вопросы, которые могут разрешаться на национальном, а не наднациональном уровне. А это главные проблемы, которых в Европе не стало меньше за пятилетие межвыборного периода. В том числе обеспечение большего порядка, требуется более внимательное отношение к миграционной ситуации, сохраняется высокая безработица и др.
Заметим, что в направлении реализации консервативной политики может проявить себя и кандидат на высокий пост, являющийся представителем Германии (он же участник нынешней «большой партийной коалиции» в стране) Мартин Шульц. Но у Ж.Б. Юнкера больший опыт работы, в том числе как руководителя стран еврогруппы, входящих в «зону евро». Он более опытный европолитик (является членом клуба глав государств Евросоюза); он определенно выступает за «Европу стран» («умеренную наднациональность») и одновременно способен проводить политику «жесткой экономии» в случае, если возглавит после выборов Европарламент. Но политический расклад итогов выборов может предстать и так, что Ж.Б. Юнкер получит место президента, так как многое зависит от позиции глав правительств Евросоюза, которая пока неокончательно определена (в целях сохранения работоспособности созданных интеграционных институтов их мнение может прямо не зависеть от мнения электората).
В этой связи ряд экспертов допускают, что не менее четверти избирателей может голосовать против нынешней политической практики Европарламента. Многое зависит от молодежи, которая ведет себя по-разному. Одна часть, заинтересованная в собственной профессионализации и карьере, остро ощущает сложности в ее построении. Уместно уточнить, что в Европе мало что изменилось со времени рассмотрения специального доклада «Евромудрецов» (середина 2011 года), когда в одном из ключевых выводов было сказано, что в Европе нет лидеров европейского масштаба.
Менее профессионально подготовленная молодежь может опираться на «радикализм» под любыми лозунгами, в том числе и националистическими, вплоть до фашистских проявлений. Европе, которая, не то чтобы не разобравшись, а, скорее, уже сознательно поддерживающая такие политические выпады на Украине в лице «бандеровщины», «правого сектора», придется столкнуться с этим у себя, если не перестанет заигрывать с радикалистами под видом «провалившегося» мультикультурализма и снижения планки допустимого в «толерантности».
На наш взгляд, большая часть социального сознания тех, кто относится к экономически активной составляющей европейского электората, ждут от евровласти более внятных решений и хорошей организации практики их исполнения. Затянувшиеся политические дискуссии на площадках Европарламента в основном по локальным темам, отставание в решении ключевых нынешних проблем, которые придется решать и завтра, не добавляют пока ему авторитета. Скорее всего, придется менять его структуру и отважиться на более полезную для налогоплательщиков Европы работу.