Ливанскому парламенту не удалось выбрать президента страны
Депутаты ливанского законодательного собрания провели сегодня заседание, на котором состоялось голосование по кандидатуре нового президента страны. Ни одному из предложенных кандидатов не удалось набрать необходимых двух третей голосов из 128 — местного парламента.
Шестилетний срок полномочий нынешнего главы государства Мишеля Слеймана истекает 25 мая с.г. Согласно Конституции Ливана выборы президента проводятся путём тайного голосования в парламенте. Для того, чтобы президент был утверждён на этот пост, необходима поддержка не менее 86 депутатов. В соответствии с конфессиональной системой устройства государства президентом страны избирается христианин — маронит.
Одним из основных кандидатов на этот пост был ставленник «Коалиции 14 марта» лидер политической партии «Ливанские силы» Самир Джаджаа. Он получил поддержку 48 депутатов. Председатель Прогрессивно — социалистической партии и лидер общины ливанских друзов Валид Джумблат выдвинул кандидатуру депутата маронита Генри Хелу, которому удалось набрать 16 голосов. Один депутат проголосовал за руководителя христианской партии «Катаиб» (Ливанские фаланги) Амина Жмайеля. От голосования воздержались 52 парламентария, а 7 бюллетеней были признаны недействительными. Всего на сессии присутствовали 124 депутата.
Результаты голосования позволяют сделать вывод о том, что первая попытка выборов ливанского президента не удалась. Планируется, что следующая сессия парламента состоится 30 апреля с.г. Для победы во втором туре голосования кандидату необходимо поддержку 65 депутатов.
Выборы президента Ливана проходят в условиях острых внутриполитических противоречий, вызванных продолжающейся уже более трёх лет гражданской войной в соседней Сирии, которая разделила общество на две противоборствующие группы. Если отбросить детали, то можно сказать о том, что политическая борьба развернулась между двумя основными группировками. Одну из них представляет собой прозападная «Коалиция 14 марта», выступающая за отстранение сирийского президента Башара Асада, другую — «Альянс 8 марта», в котором основную роль играет шиитская партия «Хизбалла», поддерживающая сирийский режим. Несмотря на то, что голосование в парламенте было тайным, можно предположить, что большую часть из 52 воздержавшихся составляли как раз представители этого альянса.
На сегодняшний день трудно предположить удастся ли депутатам парламента время найти взаимоприемлемую для этих двух политических группировок фигуру на пост президента Ливана до истечения срока полномочий нынешнего президента страны Мишеля Слеймана. Однако совершенно точно известно, что 25 мая он намерен уйти в отставку в соответствии с ливанской Конституцией.