Все о пенсиях в России

вчераДепутат Макаров объяснил, что нужно сделать для индексации пенсий работающим пенсионерам

вчераДепутат Глазкова предложила учитывать период обучения при начислении пенсии

13.06.2024Депутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

За скрытую рекламу в интернете оштрафуют на полмиллиона

Блогеров и других производителей контента начнут наказывать за отсутствие маркировки в рекламных постах с 1 сентября

27.08.2023 12:00

Автор: Николай Козин

За скрытую рекламу в интернете оштрафуют на полмиллиона
  © pxhere.com

Штраф до 100 тысяч рублей с 1 сентября будет грозить любому интернет-деятелю за отказ от маркировки рекламных постов или видео, с юрлиц за такое нарушение взыщут до 500 тысяч рублей. Такое положение содержится в Федеральном законе от 2 июля 2021 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». «Парламентская газета» рассказывает, как будут работать новые правила.

От тортиков до автомобилей

Федеральный закон, о котором идет речь, вступил в силу еще в прошлом году. Однако власти дали бизнесу — и мелкому, и крупному — возможность адаптироваться к изменениям и ввели переходный период, который продлится до 1 сентября 2023.

Закон содержит довольного много статей и пунктов, но для интернет-пользователей основная — новая статья 181 «Реклама в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая добавляется в Федеральный закон «О рекламе». Так, пункт 16 этой статьи устанавливает:

«Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы».

Это означает, что создателям контента — и неважно, говорим мы о профессиональном блогере или же домохозяйке, которая взялась печь на заказ тортики и завела под это дело персональный сайт или канал на YouTube, — нужно будет в обязательном порядке маркировать любую рекламную информацию, будь то объявление, промо-пост или SEO-статья.

«Поставить всех в равные условия»

Для маркировки рекламы также завели особые структуры, которых прежде не существовало, — операторов рекламных данных. Сейчас их на рынке существует семь — свой ОРД есть, например, у «Яндекса», Сбера, МТС, OZON и так далее. Соответственно, человеку, который планирует выложить в своем блоге или на канале рекламный пост, нужно обратиться к одному из них, приложив к обращению договор на оказание рекламных услуг, ссылку на креатив, его текст и вид — баннер, видео, подкаст и так далее. Операторы загружают сведения о том или ином контенте в Единый реестр интернет-рекламы, а пользователю выдают цифровой токен — уникальный идентификатор, который нужно прикрепить к рекламному посту.

Что меняется с сентября? Коротко — рекомендательный период заканчивается, маркировка становится обязательной, а если ее не проставить, можно будет получить крупный штраф:

- для физических лиц — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей;

- для юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей;

- для должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Отметим, к слову, что еще в середине лета депутаты анализировали практику использования интернет-сообществом Единого реестра интернет-рекламы и пришли к выводу, что новый закон работает.

«Главную свою задачу закон о маркировке рекламы выполняет: период привыкания к системе уже прошел, и большинство крупных игроков рынка оценили ее возможности, — заявлял зампредседателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. — Строгий учет интернет-рекламы не оставляет пространства для серых схем, которые наносили ущерб и отрасли, и государству. А ответственность за уклонение от маркировки поставит всех участников рынка в равноправные условия».

Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия станут членами БРИКС

Форматов много — правила одни

А вот у самих производителей контента мнение на этот счет немного иное. Так, по словам президента Национальной ассоциации блогеров Ольги Берек, народ в интернете сейчас ждет прецедентов — без них отдельные положения закона правильно истолковать не получается.

«У нас люди, видимо, не совсем понимают, какое гигантское количество форматов используют блогеры, — пояснила Ольга Берек в разговоре с «Парламентской газетой». — Вот, например, если я веду кулинарный блог, в котором у меня постоянно фигурирует сметана определенной марки. Я не призываю ее покупать — она мне самой искренне нравится, поэтому я ее используют и рекомендую людям. Это будет считаться рекламой? Закон «О рекламе» говорит, что да. Но при этом никакого договора у меня с производителем этой сметаны нет, и деньги за ее упоминание я не получаю!»

Просто убрать злосчастную сметану из роликов или постов — тоже не вариант, отметила собеседница издания. Тогда блогерам придется резать свой контент наживую: вымарывать оттуда упоминания любых коммерческих продуктов, заклеивать ярлычки и торговые марки.

Самолет Пригожина перед падением набирал и терял высоту

«Есть блогеры, которые на безвозмездной основе делают обзоры товаров или услуг, — притом что, как мы понимаем, у любого товара и любой услуги есть производитель, торговое наименование и так далее. Это будет считаться рекламой? Другой момент — почему-то у нас вдруг маркировке стала подлежать самореклама, то есть реклама товаров, которые производят сами блогеры, — продолжает эксперт. — Но как быть, если у них на этом построен вообще весь контент? Маркировать любое видео, пост или статью?»

По словам Ольги Берек, отсутствие четкого понимания того, что такое реклама и на какие формы контента, скорее всего, приведет к тому, что на первых порах производителям контента придется отправлять в выбранный ими ОРД любой мало-мальски спорный пост или любое сомнительное видео и уточнять, будет ли оно считаться рекламой. Кроме того, до сих пор толком не ясно, как обязательная маркировка повлияет на пользователей, — не станут ли они массово отписываться от любимых прежде каналов, если выяснится, что львиная доля постов в них — рекламного характера. Все эти нюансы, скорее всего, прояснить удастся не раньше середины осени, когда закон наконец заработает в полную силу.

Впрочем, депутаты претензии блогерского сообщества решительно отметают.

«Закон проходил определенный — и достаточно длительный — тестовый период, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» зампредседателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Ющенко. — И все его недостатки, все недоработки и неудобства в итоге были учтены и поправлены. Поэтому сейчас не нужно заниматься никакими домыслами — нужно просто привыкнуть к тому, что вводится новая норма и ее нужно будет соблюдать. К тому же польза для конечного потребителя контента — то, что он у нас будет огражден от всякого рода спекуляций и навязываний тех или иных товаров или услуг, — получается несоизмеримо большей».

Читайте также:

• Как будет работать закон о рекомендательных алгоритмах