Первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков, отметив актуальность реформирования для улучшения работы «крупнейшего и очень важного в первую очередь с социальной точки зрения предприятия страны», деятельность которого «затрагивает интересы и жизнь каждого россиянина», рассказал о пакете законопроектов, в той или иной мере затрагивающих почтовую связь. По его словам, «цель реформирования национального почтового оператора очевидна»: износ инфраструктуры, устаревшие технологии, очереди в отделениях связи, низкий уровень заработных плат работников.
ФГУП «Почта России» сегодня является ключевым социальным элементом государства, системообразующим, включает в себя 87 филиалов, 42 тысячи почтовых отделений связи на территории страны, штатная численность порядка 350 тысяч сотрудников, доставляющих корреспонденцию и обслуживающих клиентов зачастую в непростых условиях. Услуги почты должны стать современными, прибыльными и технологичными, с высоким качеством обслуживания повсеместно, уверен депутат. При реформировании ФГУП 100 процентов нового акционерного общества останется в собственности государства, отметил Александр Жуков.
«Крайне важным и значимым» считает сохранение государственного участия и контроля в национальном операторе связи председатель Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов. Он, прежде всего, коснулся нерешенных проблем. Среди них — финансовая модель и стратегия развития «Почты России», внесение в уставный капитал (УК) имущества оператора связи, нормы распоряжения не внесенным в УК имуществом, отчет по итогам приватизации, создание специализированного почтового банка, целесообразность проведения народного IPO, разделение социальных и рыночных функций в рамках одного акционерного общества и ряд других. Сторонниками ускоренной приватизации с упрощенным внесением в УК 95 процентов имущества выступили замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев и гендиректор ФГУП «Почта России» Дмитрий Страшнов, обещавшие провести все процедуры по скорейшей оценке собственности и прочему максимум за 1,5 года вместо 5 лет.
Впрочем, председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин сделал акцент на «социальной функции почты», а не на получении прибыли. «Ежедневные маршруты почтальонов скрепляют государство не менее, а в некоторых районах, возможно, и более, чем современные электронные сети связи. Даже в крупных городах есть места, где почтовые отделения являются ведущим хабом общения старшего поколения», — заявил он. В отдаленных районах, по его словам, «почта — это основной канал взаимодействия с государством и муниципалитетом, второе после телевизора окно в большой мир». Ключевым вопросом, по мнению комитета, «является не акционирование как таковое, а сохранение социальных аспектов почтовой связи — подписки, доставки пенсий и квитанций».
С известной долей осторожности депутат отнесся и к вопросу собственности и демонополизации почтовой связи. В существующих условиях, заявил он, «любое разделение почты и ее государственного капитала подорвет доверие» со стороны общества к государственным институтам. Поэтому предложил «проведение широкомасштабной разъяснительной кампании для населения» и четкое формулирование в законе закрепления 100-процентного участия государства в новом ОАО.
С сомнением, что изменение формы собственности приведет к эффективности управления бизнесом, отнесся и вице-президент РСПП Виктор Плескачевский. Он заявил о том, что «не увидел рабочей бизнес-модели», а без нее «менеджмент не знает, что делать», а также не рекомендовал реформаторам «Почты России» «совершать какие-либо действия с имуществом» без определения его балансовой стоимости и без четкой бизнес-модели, предостерег от ориентации на модели почтовой связи Китая и Америки, рекомендовал использовать холдинговую модель управления и другие… А представители Счетной палаты и Следственного комитета, высказав свои опасения и замечания к законопроекту, пообещали пристально следить и за его прохождением всех чтений в Госдуме, за внесением изменений.