В ходе строительства дорог по маршруту «Европа — Западный Китай» нашли нарушения
Счетная палата (СП) выявила нарушения при проверке расходования средств на строительство и капремонт дорог по маршруту «Европа — Западный Китай». Об этом сообщается на сайте ведомства 10 февраля.
Как отмечается в отчете, опубликованном на сайте контрольного ведомства, госкомпания (ГК) «Автодор» не получила в установленный срок положительные заключения государственной экспертизы на проектную документацию по строительству скоростной автодороги «Москва — Нижний Новгород» (М-12).
Финансирование федерального проекта «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай» в 2020-2021 годах шло опережающими темпами, отметили в СП. Так, на строительство скоростной автодороги М-12 по состоянию на 1 октября 2021 года было направлено 91,5 миллиарда рублей, в том числе в 2021 году — 66 миллиардов, или 68% предусмотренного годового финансирования.
«Опережающее финансирование позволило ГК «Автодор» заключить договоры по всем этапам проектирования и строительства. Однако <…> подтвердить предусмотренный федеральным проектом объем финансовых вложений в строительство М-12 не представляется возможным в связи с отсутствием положительных заключений госэкспертизы на проектную документацию, в том числе из-за несоблюдения сроков ее разработки», — сообщил по итогам проверки аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов, которого процитировали в СП.
По плану федерального проекта «Автодор» должен был получить заключения госэкспертизы на проектную документацию до 30 сентября 2021 года, но на 1 октября они так и не были получены. При этом подрядчикам были выплачены авансы на подготовку территории и закупку основных материалов, хотя, как уточняется в отчете, авансовые платежи на строительно-монтажные работы перечисляются только после получения заключения Главгосэкспертизы.
Помимо этого, с IV квартала 2020 года ГК «Автодор» вносила изменения в договоры на проектирование и строительство, исключающие требование о выплате авансов при наличии положительного заключения госэкспертизы. Подрядчикам выплачивали авансы на подготовительные работы и закупку основных строительных материалов. Всего при отсутствии заключения Главгосэкспертизы выплачено авансов на строительно-монтажные работы на общую сумму 72 млрд 336 млн рублей.
В общей сложности без положительных заключений госэкспертизы «Автодор» заключил десять договоров на проектирование и строительство девяти участков М-12 на сумму 572,8 миллиарда рублей. Финансирование этих работ предусмотрено за счет субсидий из федерального бюджета. Начальную (максимальную) цену госкомпания определила расчетно, без технологического и ценового аудита обоснования инвестиций. Причина такой ситуации — нормативная неурегулированность, отметил аудитор.
Кроме того, в рамках договоров на проектирование и строительство М‑12 по 1-8-му этапам в 2021 году проводилась приемка работ только на проведение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, приемка строительно-монтажных работ не проводилась. Вопрос привлечения внебюджетного финансирования на 234 млрд 653 млн рублей на строительство автомобильной дороги М‑12, предусмотренного паспортом федерального проекта, не решен. На 1 октября 2021 года расходы на реализацию объекта велись только за счет субсидии из федерального бюджета, средства из внебюджетных источников не привлекались.
Требует корректировки также паспорт федерального проекта с учетом решений о продлении М‑12 до автодороги М-7 «Волга".
Предусмотренная проектом на строительство обхода Тольятти сумма в 115 млрд 465 млн рублей недостаточна, отмечается в отчете. В соответствии с условиями концессии стоимость строительства дороги составляет 120 млрд 825,5 млн рублей. Срок получения положительных заключений госэкспертизы на проектную документацию по строительству обхода Тольятти не соблюден.
Кроме того, в ходе проверки СП выявлены нарушения Земельного кодекса, законодательства о закупках товаров, работ, услуг, установлены нарушения условий договоров в части несоблюдения сроков выполнения работ, оплаты работ без удержаний.
Счетная палата предлагает уточнить сроки резервирования земель в зонах размещения автодорог федерального значения и установить их с момента утверждения документации по планировке территории. Сейчас такая норма отсутствует, что может привести к увеличению расходов бюджета на строительство М-12.
«На 1 октября 2020 года «Автодор» изъял 3773 земельных участка площадью 6797 гектаров, или 80% общей площади изъятия. При этом зарезервированы были только участки первого этапа строительства М-12, а всего их восемь. Отсутствие резервирования привело к тому, что уже после утверждения документов по планировке территорий ряду организаций были выданы лицензии на добычу полезных ископаемых на участках, предназначенных под размещение автодороги. В результате в адрес госкомпании предъявлена упущенная выгода на сумму 446 млн рублей, что свидетельствует о рисках увеличения расходов федерального бюджета», — отметил Богомолов.
Проверка также выявила неправомерную компенсацию при изъятии недвижимости. Так, владелец земельного участка получил за его изъятие 4,9 миллиона рублей, включая компенсацию рыночной стоимости жилого дома (3,7 миллиона). Однако проверка показала, что этот участок отнесен в ЕГРН к землям сельхозназначения, на которых запрещено строительство домов. Таким образом, компенсация рыночной стоимости дома Земельным кодексом не предусмотрена, а перечисленная компенсация говорит о причинении ущерба федеральному бюджету. По этому факту СП направила обращение в Генпрокуратуру.
Кроме того, Счетная палата указала на недостатки разработанной проектной документации по М-12, в том числе на нехватку транспортных развязок. Проектная документация предусматривает транспортные развязки только по границам этапов, но на пересечении с дорогами регионального значения, а также на разворот развязки не планируются. «При этом протяженность этапов достигает 124 км. Поэтому для обеспечения связанности территорий Владимирской, Нижегородской областей и Чувашской Республики мы предложили госкомпании «Автодор» рассмотреть вопрос о строительстве дополнительных транспортных развязок», — добавил аудитор.
Читайте также:
• В России планируют перевозить грузы беспилотниками по автодорогам и воздуху • Китай делает ставку на высокоскоростные железнодорожные магистрали
По результатам проверки Счетная палата также рекомендовала «Автодору» до 6 июня 2022 года устранить выявленные нарушения и недостатки и синхронизовать сроки приемки и оплаты инженерных изысканий и услуг по контролю их качества для недопущения оплаты некачественно выполненных работ.
Помимо этого, в контрольном ведомстве рекомендуют направить информационное письмо президенту и Правительству с предложением поручить Минтрансу до 6 июня 2022 года проработать вопросы о внесении изменений в паспорт федерального проекта в части уточнения протяженности М‑12 и стоимости строительства обхода Тольятти и в Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
Также рекомендуется направить обращение в Генпрокуратуру, а отчет о результатах проверки — в Госдуму, Совет Федерации и ФСБ.