Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

В Совфеде не намерены с упрощением госзакупок упрощать ответственность их участников

Сенаторы предлагают штрафовать компании, которые выиграли конкурсы, но безосновательно отказались их выполнять

26.04.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

В Совфеде не намерены с упрощением госзакупок упрощать ответственность их участников
  © Тимур Ханов/ПГ

Работа над упрощением процедур госзакупок продолжается, и сейчас готовится пакет изменений, которые уже были проработаны на уровне Правительства. Возможно, уже в мае поправки будут внесены в Госдуму. Об этом журналистам сообщил заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев. Не исключено, что в поправках сенаторы предложат повысить ответственность компаний, которые выигрывают конкурсы, но не выполняют контракты без уважительных причин. В результате такой неисполнительности реализация важных государственных заданий тормозится, а бюджет теряет деньги. О необходимости введения санкций в отношении недобросовестных подрядчиков «Парламентской газете» сообщил глава Комитета палаты регионов по бюджету и финрынкам Анатолий Артамонов.

А сегодня, 26 апреля, Совет Федерации рассмотрит на 544-м пленарном заседании принятые ранее Госдумой поправки в закон о госзакупках, инициированные сенаторами во главе с председателем палаты Валентиной Матвиенко. Благодаря изменениям сроки закупочных процедур сократятся, а оперативность обеспечения государственных и муниципальных нужд повысится.

Проще, быстрее и дешевле

Представляя документ на заседании бюджетного комитета палаты регионов 25 апреля, сенатор Сергей Рябухин пояснил, то закон упрощает и ускоряет государственные и муниципальные закупки, повышая эффективность расходования бюджетных средств.

В частности, закон предусматривает повышение предельного размера — с 3 до 10 миллионов рублей — начальной цены контракта, при котором допускается проведение запроса котировок в электронной форме. При этом до 31 декабря 2026 года отменяются ограничения годового объема закупок при таком способе определения поставщика или подрядчика.

Кроме того, закон предусматривает повышение суммы закупки товара с 3 до 5 миллионов рублей в электронной форме с использованием электронной площадки и установлением ограничения годового объема таких закупок в 100 миллионов рублей.

Еще одна новация касается ускорения закупок в строительной отрасли. «Мы продлеваем возможность проведения строительных закупок «под ключ» в срок до 1 января 2025 года. Это позволит более оперативно осуществлять строительство объектов с полным циклом», — пояснил ранее Николай Журавлев.

Николай Журавлев © пресс-служба Совета Федерации

По словам сенатора, также подготовлен целый ряд точечных поправок, направленных на либерализацию госзакупок и повышение гибкости системы. Речь идет о возможности объединения лотов при осуществлении закупок взаимосвязанных товаров, сокращении сроков внесений изменений в каталог и так далее.

По инициативе сенаторов кабмин разрешил госзаказчикам заключать контракты до того, как будет перечислено финансирование, что позволит запускать закупки раньше, рассказал парламентарий. Сняты чрезмерные требования по обоснованию контрактов с единственным поставщиком и изменению условий контрактов по решению руководства регионов.

Еще одно планируемое послабление — упрощение госзакупок для организаций, занимающихся научными исследованиями и экспериментальными разработками.

Совершенству нет предела

В Совете Федерации планируют внести на рассмотрение в Госдуму второй пакет поправок по совершенствованию контрактной системы. «Работа над упрощением процедур госзакупок продолжается, и сейчас готовится второй пакет изменений, которые уже были проработаны на уровне Правительства. Думаю, что в мае он будет внесен в Госдуму», — цитирует Николая Журавлева «СенатИнформ».

На дальнейшем совершенствовании ФЗ-44 настаивал 25 апреля и Анатолий Артамонов. На заседании комитета он заявил, что разработанные ранее сенаторами поправки своевременные, но контрактная система все еще нуждается в совершенствовании.

Так, принятыми поправками не решаются вопросы ответственности компаний, которые выигрывают контракты, но не выполняют их. «Даже этими изменениями не решаем ответственности того, кто выиграл контракт на первом этапе, но после просто не захотел работать и выполнять его. Должна наступать мера ответственности и компания нести штрафные санкции», — пояснил «Парламентской газете» сенатор. При этом он отметил, что следует учитывать обстоятельства и не привлекать к ответственности​ поставщиков, которые не выполнили необходимые условия из-за независящих от них причин. В этом случае закон предоставляет право выполнить контракт участнику конкурса, занявшему второе место.

Читайте также:

• У самозанятых может появиться свой омбудсмен

Неразрешенным, по словам сенатора, остается и​ вопрос снижения цены контракта. Если речь идет о строительной отрасли, то здесь работает государственная экспертиза, напомнил он: «И тогда возникает дилемма: или недобросовестно работает государственная экспертиза и неправильно цену определяет выполнения тех или иных работ,  тогда нужно разобраться с этой экспертизой, что она собой представляет и зачем мы ее держим. А если она правильно определяет цену, то почему мы допускаем снижение цены контракта на 40 процентов? Этот вопрос также данными изменениями остается неразрешенным».

Анатолий Артамонов © Тимур Ханов/ПГ

В качестве примера глава комитета привел западные страны, где снижение контракта на семь и более процентов влечет за собой уголовную ответственность. Желание снизить цену на семь процентов свидетельствует сразу, «что подрядчик или хотел выполнить недобросовестно работы по контракту, или что-то есть в проектной документации, с кем-то в сговор вступил». В процессе уголовного рассмотрения этого дела выясняется, кто прав, а кто виноват и почему произошло такое резкое падение цены.​

Сенатор предложил​ «потихоньку дорабатывать» и​ эти изменения в контрактную систему.