Все о пенсиях в России

два дня назадКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

два дня назадКак узнать размер будущей пенсии

23.04.2024Что потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Сколько будем платить за тепло?

Внедрение рыночных механизмов с целью создания условий для привлечения частных инвестиций в модернизацию систем теплоснабжения может значительно увеличить тарифы для потребителей

06.09.2016 15:56

Автор: Людмила Глазкова

Сколько будем платить за тепло?
Российская теплоэнергетика находится в критическом состоянии. Износ ее сетей приближается к 80 процентам. Фото_ТАСС

БИЗНЕС ЖАЖДЕТ СВОБОДЫ

Перспективы развития действую­щей в стране модели рынка тепло­вой энергии и создание системы экономических, законодательных, общественно-политических и иных стимулов для реформирования от­расли стали темами обсуждения на Либеральной платформе пар­тии «Единая Россия». Ее участни­ки, в частности, констатировали: российская теплоэнергетика на­ходится в критическом состоянии, а износ ее сетей приближается к 80 процентам. Денег на модернизацию нет. Выделяемые средства расходу­ются на латание дыр — аварийные ремонты и покрытие потерь в се­тях, достигающих 30 процентов. Де­фицит финансов порождает риски закрытия ТЭЦ, что уже происходит по стране. Все потому, что у отрас­ли, по мнению специалистов, нет системы долгосрочного планиро­вания развития, а ее регулирование отдано на откуп муниципальным властям. Последним, естественно, не до стратегического мышления, дай бог сдерживать рост тарифов.

Бизнес объясняет нежелание инвесторов делать вложения в от­расль тем, что здесь не работают рыночные принципы ценообразо­вания. При этом, указывают пред­приниматели, резервы безбедного существования заложены в самой системе теплоснабжения, посколь­ку бедой многих российских сетей является недоведение до проектной мощности режима эксплуатации. Отсюда вывод: нужна новая кон­цепция тарифного регулирования, которая бы поставила в центр пла­теж конечного потребителя.

Бизнес объясняет нежелание инвесторов делать вложения в ЖКХ тем, что здесь не работают рыночные принципы ценообразования»

В этой модели основной эффект дают продажи тепла. Когда тепло­снабжающие организации получат такой стимул, то перестанут проти­водействовать подключениям. Ибо чем больше продал, тем больше по­лучил. Требование ясно: конечным бенефициаром должен стать соб­ственник, а не жилинспекция.

Помимо ослабления контроля за работой частных компаний со сто­роны местной власти, бизнес наста­ивает на обеспечении неизменности отраслевого законодательства по крайней мере на период окупаемо­сти проектов (10-12 лет). Еще один способ привлечь инвестора — ра­дикальное упрощение процесса тарифообразования. Ему в принципе отвечает правительственный зако­нопроект об «альтернативной ко­тельной» (поправки в закон о тепло­снабжении и изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопро­сам совершенствования системы от­ношений в сфере теплоснабжения), о котором чуть ниже… Собственно, концепция бизнеса очевидна: давай­те построим ту модель, где рынок в конечном счете определит потре­бителя, производителя и их отноше­ния между собой. В нашей-то север­ной холодной стране!

ТОЛЬКО НЕ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

У замгубернатора Челябинской об­ласти Сергея Шаля другое мнение. Он упрекает местный бизнес за то, что тот сидит «на поляне годами, не вкладывая инвестиции, и все равно собирает деньги». Да еще делает попытки провести через област­ное заксобрание законопроекты о включении в состав капремонта взноса на обновление теплосетей. Власть — за инвестиции, но против того, чтобы это делалось за бюд­жетные деньги или тем более за деньги граждан.

Проблемы ЖКХ

Действительно, возникает во­прос: разве дело только в том, что­бы окупить проект и «отбить баб­ки» инвестору? Где же тут потреби­тель? Готов ли он «предоставить» бизнесу приток инвестиций? Суть ведь в согласовании интересов вла­сти, бизнеса и потребителей. Первый зампред Комитета Госду­мы по жилищной политике и жи­лищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева видит решение в повышении прозрачности тари-фообразования и их экономиче­ской обоснованности. «Выход из «инвестиционной ловушки» невоз­можен без наличия системного подхода к развитию теплоэнерге­тики и четкой стратегии ее рефор­мирования», — констатирует она. Это предполагает создание едино­го центра ответственности в лице конкретного министерства. Кроме того, потребуется решить проблему подключения к сетям теплоснабже­ния и обеспечить условия для по­всеместного внедрения приборов учета тепла.

К концу года должен быть при­нят закон о регулировании отрасли по методу «альтернативной котель­ной», внесенный Правительством РФ, он предлагает новую методи­ку ценообразования на тепловую энергию, которая будет опробована в пилотных проектах сначала в де­сятке российских субъектов. Точка отсчета — цена «альтернативной ко­тельной». Согласно ей, тариф дол­жен окупать проект строительства новой котельной, независимой от централизованных источников.

Перейти на новый вариант це­нообразования смогут поселения и городские округа, отвечающие следующим критериям. Первый: 50 и более процентов объема тепло­вой энергии (мощности) произво­дится на источниках комбиниро­ванной выработки электрической и тепловой энергии (на тепло­электроцентралях — ТЭЦ). Второй: определение в регионах единых теплоснабжающих организаций (ЕТО) и утверждение схемы тепло­снабжения. Третий: согласие на эксперимент со стороны исполни­тельной власти субъекта и главы муниципалитета.

Выигрыш для инвестора — воз­можность прогнозировать долго­срочные вложения и получить га­рантии их окупаемости в перспек­тиве. А вот выгода потребителя представляется пока проблематич­ной. Напротив, в ряде территорий высока вероятность заметного роста тарифов на тепло, так как существующие тарифы уже выше уровня цены «альткотельной».

20 процентов теряется при транспортировке теплоносителя по сетевой инфраструктуре до потребителя
Войти в число пилотов выразил желание Норильск, в числе канди­датов называются Екатеринбург, Пермь, Киров, Ижевск, Оренбург, Самара, Саратов.

Бывший замминистра энергетики РФ Виктор Кудрявый считает принципиальной ошибкой законо­проекта внедрение рыночных меха­низмов с целью создания условий для привлечения частных инвести­ций в модернизацию систем тепло­снабжения. Это недопустимо для естественных монополий систем жизнеобеспечения, где велика ры­ночная сила поставщика.

ТАРИФЫ И ИНТЕРЕСЫ

Какое же целеполагание приемлемо для российского климата, уровня тарифов и низких доходов граждан? Только лишь одно, уверен эксперт, -обеспечение стабильного тепло­снабжения населения и экономики страны при минимизации оплаты конечных потребителей за покупа­емую энергию. Тем более что пред­лагаемая новация уже была испро­бована в электроэнергетике через аналогичный механизм реализации договоров поставки мощности. Ре­зультат не заставил себя ждать. Уве­личение потенциала отрасли на 10 процентов привело к одновременно­му росту тарифов на 30 процентов. То есть электроэнергия от новых энергоблоков вздорожала втрое! Се­годня и без того оплата отопления и горячего водоснабжения составля­ет более половины всех коммунальных платежей граждан. В прошлом году задолженность по ним выросла на 15 процентов.

Цены на ЖКХ по годам

Не позволяет законопроект обе­спечить и баланса экономических интересов поставщиков и потреби­телей, предусмотренного действу­ющим законом о теплоснабжении. В ситуации кризиса его принятие будет лишь генерировать социаль­ное недовольство и рост неплатежей.

Можно ли в нашей стране найти реальные источники финансиро­вания вне роста тарифов? Можно, убежден Виктор Кудрявый. Едва ли не главный — снижение огромных сверхнормативных потерь тепла от источников энергии до теплоиспользующих установок потребите­лей. Механизмами финансирования также могут быть концессии, энергосервисные контракты, дополни­тельная прибыль энергокомпаний.

Неплохо посмотреть на опыт Европы. У нас на долю совмест­ного производства падает лишь 40 процентов отпуска тепла. А это, например, вдвое ниже показателей Скандинавских стран, где многое делается для поддержки ТЭЦ. Вве­дение запрета на строительство и эксплуатацию котельных мощ­ностью более 1+5 Гкал/час без когенерации обеспечивает приоритет загрузки ТЭЦ, которые выведены из участия в ежедневной ценовой конкуренции. Им установлена над­бавка на комбинированную выра­ботку электроэнергии. В системах теплоснабжения, где отпуск тепла от ТЭЦ превышает 60 процентов, новые тепломагистрали дотиру­ются до 30 процентов инвестиций. Таким образом, обусловливается приоритет развития и прибыльно­сти топливоэффективного и эколо­гически более чистого централизо­ванного теплоснабжения от ТЭЦ.

Та же практика вполне подхо­дит и для России. Сегодня модель отечественного оптового рынка не отвечает экономическим интересам крупнейшего и эффективного сек­тора генерации — ТЭЦ, что их дис­криминирует при сверхприбыль­ности других субъектов рынка. Перерасход топлива на котельных коммунальных хозяйств и ведомств сверх проектного значения дости­гает 10-15 процентов, да еще 20 процентов теряется при транспор­тировке теплоносителя по сетевой инфраструктуре до потребителя.

В конце мая законопроект «О внесении изменений в Федераль­ный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Россий­ской Федерации по вопросам совер­шенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» поступил в Госдуму, а рассматривать его бу­дут депутаты нового состава.

 

Современные котельные — это уже не ржавые вентили и такие же вечно текущие трубы. На снимках: машинный зал Калининградской ТЭЦ-2 и пульт управления / Фото РИА «НОВОСТИ»

Читайте нас в Дзен
Просмотров 6620