Сколько будем платить за тепло?
Внедрение рыночных механизмов с целью создания условий для привлечения частных инвестиций в модернизацию систем теплоснабжения может значительно увеличить тарифы для потребителей
БИЗНЕС ЖАЖДЕТ СВОБОДЫ
Перспективы развития действующей в стране модели рынка тепловой энергии и создание системы экономических, законодательных, общественно-политических и иных стимулов для реформирования отрасли стали темами обсуждения на Либеральной платформе партии «Единая Россия». Ее участники, в частности, констатировали: российская теплоэнергетика находится в критическом состоянии, а износ ее сетей приближается к 80 процентам. Денег на модернизацию нет. Выделяемые средства расходуются на латание дыр — аварийные ремонты и покрытие потерь в сетях, достигающих 30 процентов. Дефицит финансов порождает риски закрытия ТЭЦ, что уже происходит по стране. Все потому, что у отрасли, по мнению специалистов, нет системы долгосрочного планирования развития, а ее регулирование отдано на откуп муниципальным властям. Последним, естественно, не до стратегического мышления, дай бог сдерживать рост тарифов.
Бизнес объясняет нежелание инвесторов делать вложения в отрасль тем, что здесь не работают рыночные принципы ценообразования. При этом, указывают предприниматели, резервы безбедного существования заложены в самой системе теплоснабжения, поскольку бедой многих российских сетей является недоведение до проектной мощности режима эксплуатации. Отсюда вывод: нужна новая концепция тарифного регулирования, которая бы поставила в центр платеж конечного потребителя.
Бизнес объясняет нежелание инвесторов делать вложения в ЖКХ тем, что здесь не работают рыночные принципы ценообразования»
В этой модели основной эффект дают продажи тепла. Когда теплоснабжающие организации получат такой стимул, то перестанут противодействовать подключениям. Ибо чем больше продал, тем больше получил. Требование ясно: конечным бенефициаром должен стать собственник, а не жилинспекция.Помимо ослабления контроля за работой частных компаний со стороны местной власти, бизнес настаивает на обеспечении неизменности отраслевого законодательства по крайней мере на период окупаемости проектов (10-12 лет). Еще один способ привлечь инвестора — радикальное упрощение процесса тарифообразования. Ему в принципе отвечает правительственный законопроект об «альтернативной котельной» (поправки в закон о теплоснабжении и изменения в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения), о котором чуть ниже… Собственно, концепция бизнеса очевидна: давайте построим ту модель, где рынок в конечном счете определит потребителя, производителя и их отношения между собой. В нашей-то северной холодной стране!
ТОЛЬКО НЕ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
У замгубернатора Челябинской области Сергея Шаля другое мнение. Он упрекает местный бизнес за то, что тот сидит «на поляне годами, не вкладывая инвестиции, и все равно собирает деньги». Да еще делает попытки провести через областное заксобрание законопроекты о включении в состав капремонта взноса на обновление теплосетей. Власть — за инвестиции, но против того, чтобы это делалось за бюджетные деньги или тем более за деньги граждан.
Действительно, возникает вопрос: разве дело только в том, чтобы окупить проект и «отбить бабки» инвестору? Где же тут потребитель? Готов ли он «предоставить» бизнесу приток инвестиций? Суть ведь в согласовании интересов власти, бизнеса и потребителей. Первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева видит решение в повышении прозрачности тари-фообразования и их экономической обоснованности. «Выход из «инвестиционной ловушки» невозможен без наличия системного подхода к развитию теплоэнергетики и четкой стратегии ее реформирования», — констатирует она. Это предполагает создание единого центра ответственности в лице конкретного министерства. Кроме того, потребуется решить проблему подключения к сетям теплоснабжения и обеспечить условия для повсеместного внедрения приборов учета тепла.
К концу года должен быть принят закон о регулировании отрасли по методу «альтернативной котельной», внесенный Правительством РФ, он предлагает новую методику ценообразования на тепловую энергию, которая будет опробована в пилотных проектах сначала в десятке российских субъектов. Точка отсчета — цена «альтернативной котельной». Согласно ей, тариф должен окупать проект строительства новой котельной, независимой от централизованных источников.
Перейти на новый вариант ценообразования смогут поселения и городские округа, отвечающие следующим критериям. Первый: 50 и более процентов объема тепловой энергии (мощности) производится на источниках комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (на теплоэлектроцентралях — ТЭЦ). Второй: определение в регионах единых теплоснабжающих организаций (ЕТО) и утверждение схемы теплоснабжения. Третий: согласие на эксперимент со стороны исполнительной власти субъекта и главы муниципалитета.
Выигрыш для инвестора — возможность прогнозировать долгосрочные вложения и получить гарантии их окупаемости в перспективе. А вот выгода потребителя представляется пока проблематичной. Напротив, в ряде территорий высока вероятность заметного роста тарифов на тепло, так как существующие тарифы уже выше уровня цены «альткотельной».
Бывший замминистра энергетики РФ Виктор Кудрявый считает принципиальной ошибкой законопроекта внедрение рыночных механизмов с целью создания условий для привлечения частных инвестиций в модернизацию систем теплоснабжения. Это недопустимо для естественных монополий систем жизнеобеспечения, где велика рыночная сила поставщика.
ТАРИФЫ И ИНТЕРЕСЫ
Какое же целеполагание приемлемо для российского климата, уровня тарифов и низких доходов граждан? Только лишь одно, уверен эксперт, -обеспечение стабильного теплоснабжения населения и экономики страны при минимизации оплаты конечных потребителей за покупаемую энергию. Тем более что предлагаемая новация уже была испробована в электроэнергетике через аналогичный механизм реализации договоров поставки мощности. Результат не заставил себя ждать. Увеличение потенциала отрасли на 10 процентов привело к одновременному росту тарифов на 30 процентов. То есть электроэнергия от новых энергоблоков вздорожала втрое! Сегодня и без того оплата отопления и горячего водоснабжения составляет более половины всех коммунальных платежей граждан. В прошлом году задолженность по ним выросла на 15 процентов.
Не позволяет законопроект обеспечить и баланса экономических интересов поставщиков и потребителей, предусмотренного действующим законом о теплоснабжении. В ситуации кризиса его принятие будет лишь генерировать социальное недовольство и рост неплатежей.
Можно ли в нашей стране найти реальные источники финансирования вне роста тарифов? Можно, убежден Виктор Кудрявый. Едва ли не главный — снижение огромных сверхнормативных потерь тепла от источников энергии до теплоиспользующих установок потребителей. Механизмами финансирования также могут быть концессии, энергосервисные контракты, дополнительная прибыль энергокомпаний.
Неплохо посмотреть на опыт Европы. У нас на долю совместного производства падает лишь 40 процентов отпуска тепла. А это, например, вдвое ниже показателей Скандинавских стран, где многое делается для поддержки ТЭЦ. Введение запрета на строительство и эксплуатацию котельных мощностью более 1+5 Гкал/час без когенерации обеспечивает приоритет загрузки ТЭЦ, которые выведены из участия в ежедневной ценовой конкуренции. Им установлена надбавка на комбинированную выработку электроэнергии. В системах теплоснабжения, где отпуск тепла от ТЭЦ превышает 60 процентов, новые тепломагистрали дотируются до 30 процентов инвестиций. Таким образом, обусловливается приоритет развития и прибыльности топливоэффективного и экологически более чистого централизованного теплоснабжения от ТЭЦ.
Та же практика вполне подходит и для России. Сегодня модель отечественного оптового рынка не отвечает экономическим интересам крупнейшего и эффективного сектора генерации — ТЭЦ, что их дискриминирует при сверхприбыльности других субъектов рынка. Перерасход топлива на котельных коммунальных хозяйств и ведомств сверх проектного значения достигает 10-15 процентов, да еще 20 процентов теряется при транспортировке теплоносителя по сетевой инфраструктуре до потребителя.
В конце мая законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» поступил в Госдуму, а рассматривать его будут депутаты нового состава.