Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

С потребительским экстремизмом решено покончить

В Совете Федерации придумали, как помирить дольщиков и застройщиков, конфликтующих из-за надуманных претензий

26.11.2020 19:39

Автор: Валерий Филоненко

С потребительским экстремизмом решено покончить
Фото: АГН Москва

Крупные индустриальные застройщики чаще, чем более мелкие строительные компании, становятся жертвами потребительского экстремизма* — профессиональные юристы, пользуясь прорехам в законодательстве, через суды «выбивают» из них деньги на устранение якобы критических неисправностей, выявленных дольщиками при покупке жилья. Рентабельность такого сомнительного правового бизнеса составляет более 500 процентов в год.

В рамках «круглого стола», прошедшего в Совфеде 26 ноября, сенаторы и эксперты попытались найти золотую середину — чтобы с одной стороны, не ущемлять права граждан на качественное жилье, а с другой — пресечь нечистоплотный юридический промысел, который, по мнению экспертов, может захлестнуть в ближайшее время всю Россию и серьёзно повлиять на темпы возводимого жилья.

Проблема есть и масштабы её велики

Закон о долевом строительстве чётко устанавливает, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект, качество которого соответствует условиям договора и всем обязательным требованиям. В случае, если объект долевого строительства построен застройщиком с отступлениями от таких обязательных требований или с недостатками, дольщик по своему выбору вправе требовать безвозмездного их устранения  в разумный срок, соразмерного уменьшения цены договора или возмещения своих расходов на устранение недоделок.

Минстрой предлагает создать перечень критических замечаний при строительстве жилья

По мнению главы Комитета Совфеда по федеративному устройству Олега Мельниченко, законом о долевом строительстве предоставлены достаточно широкие основания для защиты прав дольщиков, однако большинство покупателей, не обладая должными знаниями в области строительства, при приёмке квартиры не могут самостоятельно выявить строительные дефекты. В этом к ним на помощь приходят эксперты, зачастую формально представляющие собственников жилья, которые направляют в суд иски к застройщику по поводу как реальных, так и мнимых недостатков объекта строительства.

Подобные действия, уточнил сенатор, часто бывают направлены не на устранение реальных недостатков объекта строительства и защиту нарушенных прав граждан, а на личное обогащение или уменьшение цены договора, рассказал сенатор. «Иные же способы защиты прав потребителя практически не используются» — добавил он.

По оценкам экспертов, промышляющих таким сомнительным ремеслом профессиональных юристов, формально представляющих интересы дольщиков, с каждым годом становится всё больше и есть риски, что увлечение лёгкими деньгами захлестнёт всю Россию. Лёгкими, потому что суды в большинстве случаев занимают сторону дольщиков, что влечёт за собой серьёзные траты девелоперов  в этом числе и по надуманным искам, ведь помимо выплачиваемых компенсаций набегают штрафы и неустойки. 

По словам зампреда комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Кирилла Холопика, рентабельность такого сомнительного правового бизнеса составляет более 500 процентов в год. И отказываться, судя по всему, от него добровольно ушлые юристы не станут.

Нельзя забывать и про дольщиков

Согласно результатам исследования, которое провёл Институт развития строительной отрасли, с массовым предъявлением претензий и судебных исков со стороны профессиональных юристов сталкивались почти 70% опрошенных компаний. Причём для 45% респондентов данная проблема является острой. Претензии по качеству сданных в эксплуатацию квартир были предъявлены в отношении более половины участников опроса.

В качестве средств борьбы с напастью участники «круглого стола» предложили Минстрою откорректировать свод правил, определяющих степень критичности строительных огрех, на основании которых впоследствие суд выписывает девелоперам штрафы и неустойки. Также предлагается обязать застройщиков и дольщиков решать вопросы, связанные с доделками выявленных недостатков, сначала во внесудебном порядке и только после этого — в суде.

Необходимо, чтобы «правила игры» в строительной сфере в равной мере отвечали интересам всех участников правоотношений

Олег Мельниченко считает, что важно расширить такую практику. «Надо выработать такой правовой подход, который бы, с одной стороны, обеспечивал реальное соблюдение и защиту прав потребителя, а с другой стороны, не допускал злоупотребления правом с намерением получения необоснованной выгоды и причинения вреда застройщику. Необходимо, чтобы «правила игры» в строительной сфере в равной мере отвечали интересам всех участников правоотношений», — подчеркнул Олег Мельниченко.

Член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева, в свою очередь, предложила усилить роль приобретателей жилья в процессе приёмки жилых домов. В частности, наделить дольщиков правом осматривать дом перед его приёмкой комиссией и фиксировать в протоколе замеченные недостатки. Также общему делу поможет, если будущие владельцы квартир получат возможность осматривать общее имущество дома — чердаки и подвалы, уверена эксперт.

Участники «круглого стола» согласились, что для обеспечения баланса интересов потребителей и застройщиков необходимо доработать соответствующие законодательные механизмы. Олег Мельниченко пообещал, что все предложения, направленные на эффективное регулирование отношений застройщиков с потребителями, будут рассмотрены и учтены в итоговом документе, который впоследствии Совфед предложит обсудить Минстрою и Правительству.


* - Под термином «потребительский экстремизм» в приложении к долевому строительству понимается целенаправленное забрасывание застройщиков реальными и надуманными претензиями и судебными исками по поводу недостатков объекта долевого строительства.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2733