Теракт в «Крокус Сити Холле»

16:00Четверых фигурантов дела о теракте в «Крокусе» внесли в перечень террористов

14:48Джабаров считает, что попытка США скрыть угрозу теракта делает их соучастниками

13:56Арестованный по делу о теракте в «Крокусе» обжаловал решение суда

Регионам определят их специализацию и приоритеты

В России начинает действовать Стратегия пространственного развития

26.03.2019 11:36

Автор: Юрий Скиданов

Регионам определят их специализацию и приоритеты
Дмитрий Мезенцев. Фото: пресс-служба Совета Федерации

В середине февраля произошло знаковое событие для российской экономики: Правительство приняло «Стратегию пространственного развития России: проектная деятельность в субъектах Российской Федерации» — документ, о необходимости которого не один год говорили законодатели.

Не было ни в СССР, ни в России

И не только говорили,  но и участвовали в его формировании, как подчеркнул Дмитрий Мезенцев, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, открывая 25 марта дискуссию на «круглом столе», посвящённом этому документу общегосударственного значения.

Необходимость проанализировать Стратегию пространственного развития (СПР) была предопределена не только её глобальным и долгосрочным характером, но и вполне прозаичными соображениями: насколько  учтены интересы субъектов Федерации в новом документе, как соотносятся методы и цели СПР с  национальными проектами и действующими федеральными программами. Ведь предложенные Правительством принципы без преувеличения беспрецедентны и не имеют аналогов ни в российской, ни в советской плановой экономической практике.

Мезенцев назвал Стратегию пространственного развития выверенной и сбалансированной

Если кратко, суть новшеств в том, что для каждого субъекта Федерации выделена его  перспективная экономическая специализация, которая обуславливается совокупностью видов экономической деятельности, в которых регион имеет конкурентные преимущества. К примеру, для Санкт-Петербурга такая специализация будет включать производство автотранспортных средств, компьютеров, лекарств, оптических изделий.   Определены и классифицированы 95 центров экономического роста в зависимости от вклада в валовый внутренний продукт, а также минерально-сырьевые, агропромышленные и научно-образовательные центры. Предусмотрено сформировать 12 макрорегионов, а также  пограничные  территории, имеющие геостратегическое значение.

Нужен единый госорган

Представляя Стратегию участникам «круглого стола», Вадим Живулин - заместитель министра экономического развития РФ особо подчеркнул, что необходимо содействие законодателей в том, чтобы теоретические концепции максимально быстро обрели практическое воплощение. А для этого надо принять минимум 10 федеральных законов, не говоря уже о подзаконных актах: ведь новый порядок планирования предусматривает более 100 организационных мероприятий федеральных ведомств и региональных органов власти.

Предупреждая возможные замечания по поводу некоторой академичности стратегии, Живулин заметил, что её положения и показатели были отработаны в Пермском крае, а в Госсовете создано несколько групп по анализу и выработке конкретных рекомендаций по каждому региону.  Предложено выделить несколько ключевых критериев  пространственного планирования: в частности, уровень бедности, рост производительности труда, объём инвестиций. Главная проблема, по словам заместителя министра, — сформировать пакет решений по непосредственной реализации СПР.

Вадим Живулин. Фото: пресс-служба Совета Федерации

Сходное мнение высказал и эксперт Совета Федерации Андрей Боков, руководитель центра пространственного планирования Московского архитектурного института: необходим единый орган, ответственный за реализацию Стратегии и наделённый необходимыми  полномочиями: к СПР имеют прямое отношение восемь отраслевых министерств и ряд госкорпораций, а до сих пор, по словам учёного, не определён даже курирующий вице-премьер.

Другая проблема — как соотнести проектное управление с действующими федеральными программами и национальными проектами, о чём говорил Владимир Владимиров, губернатор Ставропольского края. Пока, по словам руководителя, итог один: перечислены инфраструктурные проекты, а следующего шага, а именно — привязки этих проектов к геостратегическим целям нет.  Есть серьёзные вопросы и к дифференциации регионов — невозможно, как считает Владимиров, «развивать кусочки, а не всю страну», соответственно, необходимо жёстко соблюдать баланс интересов субъектов Федерации и общегосударственных целей.

Юрий Росляк, аудитор Счётной палаты, обратил внимание на то, что в СПР предполагается развивать конкуренцию регионов. Это, по мнению Росляка, неоправданно, необходимо размещать и развивать производительные силы в оптимальном проектном режиме, основываясь на балансе трудовых, инвестиционных и финансовых ресурсов.

 Итоги обсуждения подвёл Дмитрий Мезенцев, подчеркнув, что Совет Федерации будет в полной мере использовать возможности парламентского контроля за реализацией Стратегии пространственного развития: обращаясь к заместителю министра экономического развития, сенатор сказал:  « Если вы определяете такие масштабные задачи, то соответствуйте этим задачам и обеспечьте их выполнение. И всегда рассчитывайте на нашу максимальную поддержку».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3257