Размер магазина не имеет значения
Потребности в торговых объектах будут измерять не в квадратных метрах, а в штуках

Торговля переходит от гипермаркетов к средним форматам, а интернет-торговля развивается семимильными шагами. Это выяснилось на рабочем совещании петербургского правительства 15 января. Там заявили, что Петербург уходит от системы обеспечения торговыми точками, утвержденной шесть лет назад, — чиновники одобрили проект закона, по которому потребность в магазинах будут рассчитывать не в квадратных метрах на тысячу человек, а в количестве самих магазинов. Переход обусловлен требованиями Минпромторга.
За одного большого — два маленьких
Законопроект, который в ближайшее время поступит на рассмотрение депутатов городского Заксобрания, меняет сам принцип обеспечения петербуржцев всевозможными торговыми объектами, в том числе рынками. Главной новацией стал переход при расчете нормативов от квадратных метров к количественным показателям. Эти правила будут действовать в течение пяти лет. Такой подход позволит при проектировании новых жилых районов создавать более комфортные и удобные условия для петербуржцев, считают чиновники.
Сегодня в законе от 2017 года установлено, что минимальная потребность на тысячу жителей — 180 квадратных метров стационарных торговых объектов с продовольственными товарами, 445 квадратов — с непродовольственными товарами, плюс 0,5 торгового места на рынке. Также в действующем законе установлено минимальное количество торговых точек на территориях разных муниципалитетов города.
Чиновники предлагают применять другой подход: обеспечить в целом в пятимиллионном мегаполисе присутствие 16 240 стационарных торговых точек, 7280 из которых будут продавать продовольственные товары. Нестационарных объектов должно быть 3366 единиц. Ярмарок и рынков — 224 штуки.
Председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик пояснил: «Действующие нормативы минимальной обеспеченностью торговыми объектами мы перевыполняем. В последнее время наблюдается активное развитие новых форматов торговли, в том числе интернет-продаж. Это и привело к изменению методик расчета». Он также сообщил, что комитет готовит реестр территорий в разных районах города, которые недостаточно обеспечены магазинами. И пообещал, что в этом году планируется запустить механизмы, стимулирующие бизнес запускаться в этих территориях.
Третий год первые
Кирилл Соловейчик также рассказал о состоянии отрасли в городе, которая приносит четверть налогов в городской бюджет. Торговлей в Петербурге занимаются более 25 тысяч предприятий, где работают более 632 тысяч человек. «Это примерно 19 процентов от общей доли занятости в городе. И это один из самых больших вкладов — налоговые поступления в бюджет составляют 24 процента», — дополнил чиновник.
В 2023 году появилась тенденция к увеличению динамики оборота торговли. По предварительным подсчетам, за прошедший год обороты составили более 2,2 триллиона рублей.
Заметно растут интернет-продажи. Если в 2019 году ее объемы составляли 4,5 процента, в 2021 году — 8,7 процента, то в 2023 году — 17,5 процента. По словам Соловейчика, Петербург последние три года по этому показателю занимает первое место среди других регионов России.
Существенный рывок интернет-торговли изменил и требования к торговым точкам. Для людей теперь важно наличие инфраструктуры рядом с местами проживания. «В ближайшие годы найдется новая точка баланса между онлайн- и оффлайн-торговлей. Оффлайн-формат останется, но уже сегодня крупные торговые сети уходят от гипермаркетов в средние форматы, что обеспечивает людей с учетом их предпочтений», — добавил Кирилл Соловейчик.
Губернатор Александр Беглов тоже поддержал развитие онлайн-формата торговли: «У жителей больше возможностей для покупки новых товаров». Он отметил, что многие предприятия в Петербурге успешно прошли период пандемии. А сегодня они успешно справляются с последствиями западных санкций. «Появляется больше отечественных товаров, и их качество растет», — подчеркнул глава города.
Читайте также: