Президент подписал закон о северном завозе
Источник: pravo.gov.ru
Президент России Владимир Путин подписал закон, создающий правовые и организационные основы завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Документ опубликован на официальном портале правовой информации 4 августа.
Документ, принятый Госдумой 20 июля и одобренный Советом Федерации 28 июля, был разработан по поручению главы государства и вводит основные понятия северного завоза, категории грузов, а также определяет полномочия властей. Закон создает основы для госрегулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них и тарифов на отдельные услуги.
Законом предусматривается создание федерального координатора и единого морского оператора северного завоза, а также определяются их функции. Также регламентируются расходы госказны по содержанию опорной сети объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Кроме того, создается федеральная система мониторинга и официального статистического учета северного завоза Росстатом. Закон вступит в силу с 1 апреля 2024 года, так как Правительству необходимо подготовить подзаконные акты для его реализации.
Как отметил в интервью «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов, этого закона жители северных территорий ждали более двадцати лет.
По его словам, в советское время северный завоз осуществляли централизованно, но затем государственное планирование отменили, и начались проблемы. «Когда распался Советский Союз, регулирование северного завоза легло на плечи регионов и на региональные бюджеты. Им сложно организовать поставки продуктов без участия федерального Центра», — подчеркнул глава думского Комитета.
Предлагались, по его словам, самые невероятные решения, вплоть до переселения с Севера сотен тысяч жителей. Конечно, они не уехали, при этом проблемы с поставками продуктов нарастали. В результате на северных территориях периодически возникает дефицит продуктов, а цены на некоторые продовольственные товары сейчас выше, чем в Центральной России.
Харитонов рассказал, что сейчас северный завоз касается 3,2 миллиона жителей 25 регионов, и в год им нужно привезти 3,3 миллиона тонн грузов. Больше половины идет в Якутию, около 17 процентов — на Камчатку и 10 процентов — на Чукотку.
«Закон поможет справиться с дефицитом и обеспечить северян всем необходимым, вовремя и по нормальной цене», — подчеркнул парламентарий. Он пояснил, что закон предусматривает возможность создания стратегического запаса грузов жизнеобеспечения, кроме того, по сути, введено государственное регулирование цен на северный завоз.
Регионы получили право устанавливать снабженческие и торговые надбавки к стоимости продукции, предельные цены товаров первой категории, пояснил Харитонов. Также они будут утверждать тарифы на перевозку, разгрузку и хранение таких товаров, отметил он.
Читайте также:
• Регионы смогут устанавливать предельные цены на товары северного завоза • У северного завоза появится федеральный координатор и единый морской оператор
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в октябре.
Ещё материалы: Владимир Путин