Правительство предложило усовершенствовать управление госдолгом
Правительство России подготовило законопроект, предлагающий усовершенствовать контроль отношений в сфере государственных заимствований, управления годолгом и финансовыми активами. Соответствующая инициатива внесена в Госдуму и имеется в распоряжении «Парламентской газеты».
Изменения предлагается внести в Бюджетный кодекс.
В частности, законопроект предусматривает единый подход к классификации государственного (муниципального) долга на внешний и внутренний для всех публично правовых образований, исходя из валюты долговых обязательств.
Также предусматривается ряд новых норм, взаимоувязанных с новыми определениями внешнего/внутреннего долга: о муниципальном внешнем долге, о программе муниципальных внешних заимствований, о программе госгарантий региона, муниципальных гарантий в иностранной валюте.
Вносятся изменения в положения, связанные с классификацией заимствований, источниками финансирования дефицитов бюджетов регионов, местных бюджетов, структурой госдолга субъекта, муниципального долга.
Также законопроектом предусматривается новое определение реструктуризации госдолга, основанное на толковании в международной практике.
Инициативой предложено усовершенствовать систему оценки долговой устойчивости регионов и муниципальных образований. Для них предполагается ужесточить ограничение объема расходов на обслуживание долга.
По мнению правительства, действующее ограничение 15% является завышенным. В соответствии с мировой практикой предельное значение показателя предлагается установить на уровне 10%. Законопроект также предусматривает ограничение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию долга на уровне до 20% общего объема налоговых, неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы страны.
Кроме того, законопроектом предполагается ввести в Бюджетный кодекс новую главу «Эмиссия и обращение государственных (муниципальных) ценных бумаг».
Также предлагается закрепить подходы к порядку и условиям оказания государственной гарантийной поддержки, сделав их едиными для гарантий публично-правовых образований. Законопроектом предусмотрена и оптимизация состава информации, включаемой в программы государственных и муниципальных гарантий
Инициативой вносятся изменения, уточняющие и конкретизирующие требования, предъявляемые к обеспечению исполнения обязательств заёмщика и к проведению оценки качества (надежности, ликвидности), устраняется правовой пробел в части определения денежных обязательств перед публично-правовым образованием, устанавливаются единые подходы к условиям и порядку проведения реструктуризации задолженности.
Кроме того, законопроектом вводится новое определение в бюджетное законодательство «государственный кредит на цели официального содействия развитию».
Закрепление в бюджетном процессе данного понятия позволит оказывать финансовую помощь за счет средств федерального бюджета на цели содействия развитию иностранных государств и классифицировать ее в соответствии с установленными нормами.
Законопроектом также предлагается исключить возможность предоставления госкредитов иностранным юридическим лицам. Основной причиной исключения такой формы поддержки экспорта является высокий риск невозврата предоставленных средств.