Правильно считаем МРОТ

Статья вице-спикера Совета Федерации Евгения Бушмина специально для «Парламентской газеты»

Правильно считаем МРОТ

Евгений Бушмин. Фото: ПГ/Юрий Инякин

Почему минимальный размер оплаты труда пока отличается от прожиточного минимума и что надо сделать, чтобы выполнить задачу президента об их уравнивании, в своей статье для «Парламентской газеты» разъясняет вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин.

В конце прошлого года по инициативе Президента России, с учётом современного состояния экономики, принято законодательное решение о поэтапном повышении МРОТ и доведении его до прожиточного минимума в 2018 году. В чём же экономическое содержание этих двух понятий, произойдёт ли их фактическое уравнивание? И главный вопрос — как объективно оценить расходы на повышение МРОТ, учитывая, что принятое на федеральном уровне решение — это дополнительная финансовая нагрузка для региональных бюджетов?

Прожиточный минимум — стоимость минимального набора продуктов и товаров, которые нужны для поддержания жизни человека, то есть та сумма, на которую человек сможет прожить месяц, учитывая оплату различных платежей. При этом его величина определяется как в целом по Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации, отдельно на душу населения и для основных социально-демографических групп (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и зависит от ряда факторов, основной из них — уровень жизни в том или ином регионе.

Так, например, для пенсионеров в 2018 году величина прожиточного минимума в Российской Федерации составляет 8496 рублей, в Москве — 10 929 рублей, Ростовской области — 7512 рублей, Чукотском автономном округе — 16425 рублей, в Республике Мордовия — 6452 рублей, равный общероссийскому показателю — в Калининградской области.

Однако, учитывая существующие различия в экономических, природно-климатических условиях субъектов Российской Федерации, величина минимального прожиточного минимума, рассчитанная для конкретного региона, является наиболее объективной, нежели усреднённая по Российской Федерации.

МРОТ — минимальная оплата труда, ключевой параметр при расчёте заработных плат работников. С 1 мая 2018 года её размер составляет 11 163 рублей, что согласно данным официальной статистики соответствует величине прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по Российской Федерации.

Однако важно помнить, что заработная плата — это доход, с которого работником уплачивается налог. Произведя простые арифметические действия, становится видно, что на выходе — размер оплаты труда не равен, а на 13 процентов меньше величины прожиточного минимума.

Таким образом, доведение МРОТ до прожиточного минимума по факту получается достаточно условным.

В ходе реализации законодательного решения о повышении МРОТ возникли разногласия в оценках необходимых финансовых ресурсов. По оценкам Правительства, на компенсацию дополнительных расходов региональных бюджетов из средств федерального бюджета необходимо 49 миллиарда рублей. Из них субъектам Российской Федерации выделено 36 миллиарда рублей, 13 миллиарда рублей субъекты должны обеспечить из собственных средств.

Однако при сверке данных с регионами выявился ряд несоответствий. Например, Мурманская область заявляет потребность в 2,2 миллиарда рублей, Минфин России подтверждает один миллиард. Аналогично в большинстве субъектов Федерации финансовое ведомство подтверждает лишь половину заявленной потребности.

Причины такой ситуации:

1. На федеральном уровне за основу были взяты исходные данные из обследования Росстата, однако при этом не учтены важные детали:

  • то, что оно проводится на выборочной основе и не охватывает предприятия численностью менее 2000 человек (в результате в выборку вошло 27 процентов всех организаций);
  • периодичность. Проводится раз в два года, и последнее было за апрель 2017 года;
  • учитывается распределение по размерам заработной платы только тех работников, которые состоят в списочном составе организаций и отработали все дни апреля.

В результате получается, что на основе данных Росстата оценить в полной мере потребность бюджетов регионов в дополнительных финансовых средствах на реализацию решений по увеличению МРОТ проблематично.

Этот вопрос требует решения. Сведения, на основе которых оценивается потребность в финансовых ресурсах, должны содержать максимально точное количество работников, зарплата которых увеличилась в 2018 году. Для этого необходима корректировка действующих инструментов статистического наблюдения: форм, методик и так далее.

2. Районные коэффициенты и региональные решения по ним

Действующим федеральным законодательством предусмотрено предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями.

Система оплаты труда, призванная возместить дополнительные материальные и физиологические затраты гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, получила условное наименование «районного регулирования оплаты труда», которое должно компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни в районах Крайнего Севера, местностях, приравненных к ним, и в иных местностях с особыми климатическими условиями по сравнению с европейской частью РФ.

Кроме того, дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться также решениями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Таким образом, сложилась правоприменительная практика, указывающая на то, что на отдельных территориях Российской Федерации устанавливаются процентные надбавки и коэффициенты, в том числе в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, которые начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.

Данной практике более 50 лет и сегодня важно понимать: либо мы её признаём и продолжаем ей следовать, либо исключаем возможность применения районных коэффициентов и надбавок, установленных на региональном уровне.

3. Отдельная тема — применение МРОТ и «северного коэффициента»

Проблема заключается в том, что по-разному трактуется действующее законодательство: нужно ли начислять «северные» надбавки на заработную плату (которая не менее МРОТ) или общая сумма оплаты труда вместе с «северными» надбавками должна быть не ниже МРОТ?

Точку в вопросе применения МРОТ в отношении граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поставил Конституционный суд из решения которого следует, что «северные» надбавки должны быть сверх МРОТ, поскольку по их смыслу они призваны компенсировать суровые климатические условия проживания в определённой местности.

4. Шкала

Начиная с 2008 года утверждены профессиональные квалификационные группы профессий рабочих и должностей служащих, которые сформированы по отраслевому признаку, с учётом квалификации. Таким образом, оклад работника зависит от ряда факторов: нагрузка, образование, сложность выполняемой работы и так далее.

И если на федеральном уровне мы установили данную систему оплаты труда, то надо действовать последовательно и учитывать дифференцированный подход при расчёте необходимых финансовых ресурсов в 2018 году в связи с повышением МРОТ.

Иначе возникнет ситуация, когда в образовательных учреждениях технический работник получает заработную плату наравне с квалифицированным педагогом, а в сельском поселении — работник сельского клуба с главой муниципального образования.

Таким образом, работа по оказанию финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации для обеспечения дополнительных расходов в связи с увеличением минимального размера оплаты труда не закончена. Конечным её результатом должно стать стопроцентное обеспечение финансовыми ресурсами бюджетов субъектов Российской Федерации в 2018 году.

Евгений Бушмин,

заместитель председателя Совета Федерации

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Ещё материалы: Евгений Бушмин

Просмотров 4463

23.05.2018 00:00

Загрузка...