Недостроенные объекты поглотили четыре триллиона рублей

По оценке сенатора Сергея Калашникова, омертвлены ресурсы в четыре процента ВВП

Недостроенные объекты поглотили четыре триллиона рублей

Сергей Калашников. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

До 4,1 триллиона рублей — суммы, равной примерно 20 процентам годовых доходов федерального бюджета, —вырос объём вложений в объекты незавершённого строительства (ОНС). Об этом сообщила Счётная палата России, проанализировав открытые данные финансовой отчётности. «Парламентская газета» попросила прокомментировать ситуацию Сергея Калашникова, первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике.

- Сергей Вячеславович, незавершённое строительство, на моей памяти, ещё с советских времён было непременным элементом экономического развития…

- Да, но в последние годы незавершёнка начала нарастать ошеломляющими темпами. По данным той же Счётной палаты, на 1 января 2017 года она составила 2,2 триллиона рублей, а за полтора-два года выросла почти вдвое, на 1,9 триллиона рублей! А ведь ещё в 2015 году Президент России дал поручение провести инвентаризацию незавершённого строительства и разработать программы, чтобы его «расчистить». Безрезультатно.

У этой острейшей проблемы — два измерения. Первое. Омертвлены ресурсы объёмом в четыре процента валового внутреннего продукта. Иными словами, если всё бы шло, как планировали в министерствах, ведомствах и регионах, обосновывая необходимость выделить на отраслевые и местные стройки бюджетные средства, то сейчас страна имела бы готовые производственные мощности и социальные объекты на четыре триллиона рублей. Примерно прикинем: с минимальным уровнем рентабельности, скажем, в 10 процентов прибыль могла бы быть около 400 миллиардов рублей! Этих денег хватило бы, чтобы построить 10 миллионов квадратных метров жилья, к примеру. Или десятки современных конкурентоспособных производств.

С минимальным уровнем рентабельности, скажем, в 10 процентов прибыль могла бы быть около 400 миллиардов рублей!

Второе. Абсолютные потери крайне неприятны, но ещё хуже, когда количество незавершённых объектов растёт с космической скоростью, несмотря, повторю, на озабоченное внимание самых высших эшелонов власти.

- Счётная палата отметила и другую тенденцию: большая часть проблемных строек переместилась в регионы, на них приходится почти три триллиона рублей незавершённого строительства. Чем это можно объяснить?

- Вероятно, такой перекос вызван комплексом причин. Могу, например, предположить, что мы имеем дело со следствием задолженности регионов, образовавшейся, в частности, из-за нескоординированной финансовой политики центральных ведомств. Но главное, на мой взгляд, — не всегда эффективная система государственного управления. В чём это проявляется? Очень длителен процесс межведомственного согласования проектной документации. В итоге образуется разрыв между первоначальной оценкой проекта и изменившимися стоимостными инвестиционными параметрами. Этот разрыв и вынуждает замораживать объекты.

Самое удивительное, что в лидерах — не самые обделённые субъекты Федерации: лидирует Московская область с почти 80 миллиардами ОНС, на втором месте — Ямало-Ненецкий автономный округ с 70 миллиардами.

Если не разберёмся сейчас, то под угрозой могут оказаться национальные проекты.

В любом случае надо внимательно и максимально быстро проанализировать, какими обстоятельствами вызван обвальный рост незавершёнки. Если не разберёмся сейчас, то под угрозой могут оказаться национальные проекты, на них может распространиться эта напасть, когда экономика не может «переварить» инвестиции.

- Счётная палата готовит письмо Президенту России, в котором сообщает о системных недостатках в этой сфере и предлагает рекомендации…

- Это можно только приветствовать. Справедливости ради, скажу, что Совет Федерации и его председатель Валентина Матвиенко постоянно мониторили, как принято говорить, проблемы стратегического планирования вообще и ситуацию с незавершёнкой, бюджетной несбалансированностью, долговой нагрузкой регионов и тому подобное. И не просто наблюдали, а использовали все инструменты парламентского контроля и воздействия, вырабатывали комплексные системные решения и рекомендации, в том числе и Правительству. Кое-что удалось сделать, но, понятно, до совершенства ещё далеко. В любом случае в нашем комитете всегда готовы участвовать в такой деятельности, у нас есть конкретные предложения и наработки.

Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Сергей Калашников

Просмотров 1946

02.07.2019 16:23



Загрузка...

Популярно в соцсетях