Машина победителей
С 2011 года в Севастополе существует клуб любителей автомобиля «Победа»
«В современном мире почти не осталось настоящих вещей», — философствует основатель и руководитель севастопольского автоклуба «Победа» Андрей Серков. Мы сидим за грубо сколоченным деревянным столом у него на ферме в селе Терновка под Севастополем, пьем из настоящего дымящегося самовара чай, настоянный на целебных крымских травах, и разговариваем о жизни. Серков — подполковник в отставке. «Я ушел в запас в 2004 году, — рассказывает он, — и с тех пор много лет занимался чем попало. А потом вдруг понял, что трачу свою жизнь на ерунду. Когда ты движешься в ритме бесконечных телефонных звонков, трудно заметить настоящие вещи». Рядом, под деревом, стоит красавица «Победа». На лобовом стекле фотография офицера Красной армии. Это дед Андрея Кирилл Серков. Он прошел всю войну и закончил ее в Берлине — Победителем.
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Для Андрея эта машина — как первая любовь. «В детстве у моего дяди была «Победа», и он иногда катал меня. С тех пор когда я слышу неповторимый сигнал «Победы», — а такого нет ни у одного автомобиля в мире, — у меня по коже начинают бегать мурашки. Поэтому когда несколько лет назад мне предложили купить эту машину, я не раздумывал ни минуты», — говорит он.
Лиха беда начало. Сегодня в гараже севастопольского автоклуба шестнадцать «Побед», собранных со всего Крыма — из Севастополя, Евпатории, Бахчисарая, Белогорска, а также из Киева, Одессы, Николаева, Ильичевска.
В кругу «победоводов» бытует устойчивый миф о том, что первоначально автомобиль хотели назвать «Родина», но после замечания товарища Сталина: «И почем вы собираетесь Родину продавать?», название решили от греха подальше сменить. Однако, как утверждают историки, на самом деле это всего лишь красивый анекдот. Название «Родина» было на макетах следующей машины Горьковского автозавода — М-21. Той самой, что затем стала знаменитой «двадцать первой «Волгой».
А НАМ НУЖНА «ПОБЕДА»
Английский журнал Motor в 1952 году по результатам тест-драйва характеризовал «Победу» как «интересный автомобиль» и отмечал ее высокую проходимость, хорошую комфортабельность и достойное качество изготовления. В США первую «Победу» привез в 1952 году коммивояжер одесского происхождения Стэнли Слоткин, причем этот автомобиль сохранился до сих пор и принадлежит живущему в Калифорнии советскому эмигранту Максиму Мырмыру.
«Конечно, патриотизм — главная составляющая в работе нашего клуба, — говорит Серков. — Нужно помнить о войне, об отцах, дедах, прадедах, которые положили на ней свои жизни. И автоклуб — один из способов сохранения этой памяти». Среди акций севастопольского автоклуба — ежегодные автопробеги, которые, как правило, приурочены к памятным датам — Дню Победы, дням освобождения Севастополя и Балаклавы. «Победоводы» шефствуют над мемориалами 89-й стрелковой Таманской Краснознамённой ордена Красной Звезды дивизии и 414-й стрелковой Анапской дивизии, занимаются поиском ветеранов, участвовавших в освобождении Севастополя и Крыма в 1944 году.
В 2014 году Серков с друзьями предложил принять участие в их автопробеге, пожалуй, самому известному «победоводу» России — Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Премьер поблагодарил за приглашение, но отказался из-за занятости, однако севастопольцы надеются, что когда-нибудь медведевская «Победа» обязательно проедет в одном строю с ними. В прошлом году машины автоклуба приняли участие в грандиозном автопробеге «Победа — одна на всех», который прошел не только в Крыму, но и в европейских странах, освобожденных от фашизма Красной армией. А в этом — севастопольские «Победы» впервые официально приняли участие не только в акции «Подвези ветерана», но и в параде Победы в Севастополе.
Цель Серкова — создать в городе музей автомобиля «Победа», место уже есть — тот самый гараж, где сегодня хранится автопарк клуба. Андрей планирует оставить здесь только выставочные образцы, а остальные машины перегнать на хранение в другое место.
МАШИНА ВРЕМЕНИ
За автопарк в клубе отвечает бывший сослуживец Серкова, тоже подполковник в отставке, Ярослав Атаманюк. «Когда я в первый раз сел за руль, не мог поверить, что семьдесят лет назад производили автомобили такого качества, — говорит он. — Шикарный автомобиль на то время».
За каждой из шестнадцати клубных «Побед» — целая история. Многие были найдены в плачевном состоянии, долго реставрировались. «Первую машину мы купили в конце 2011 года, — вспоминает Ярослав. — Она стояла без колес и использовалась просто как место для хранения разного хлама. Но, к счастью, сохранились родные силовые агрегаты — двигатель, коробка передач, ходовая. А вот кузов пришлось восстанавливать почти с нуля».
Реставрацией машин севастопольские «победоводы» занимаются самостоятельно. Сегодня все их машины на ходу, с государственными регистрационными номерами. Спрашиваю, тяжело ли на такой машине пройти техосмотр. Нет, отвечает Ярослав, гаишники относятся с уважением.
В клубе больше двадцати членов. Некоторые входят в него семьями. Как, например, отец и сын Николай и Данила Мельники. «Когда ты едешь за рулем обычной машины — это обыденность, передвижение из точки «а» в точку «б», — говорит Данила, прадед которого Сергей Мельник брал в 1945 году Берлин. — А за рулем «Победы» ты как будто становишься участником исторических событий».
Я тоже сажусь за руль «Победы» — как будто за руль машины времени. Да это и есть самая настоящая машина времени. Едет плавно, свободно, без тряски, как будто проглатывая выбоины грунтовой дороги. Едет в историю великой страны и великой эпохи.