Где застряли невозвратные билеты?
Вот и лето пришло, а вместе с ним каникулы, отпуска и санаторно-курортные радости.

Однако цены на железнодорожные билеты, стоимость которых, скажем, в СВ стала дороже, чем на самолет, сразу же испортили предвкушения беспечного отдыха многим россиянам. Надежды на приобретение невозвратных, но более дешевых билетов для путешествий в поездах, о чем СМИ раструбили еще в 2014 году, улетучились вместе с предвкушениями…
Именно тогда Правительство подготовило и внесло в Госдуму поправки в статью 83 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предлагающие ввести в правовое поле так называемые невозвратные билеты на поезда дальнего следования и дающие возможность перевозчику продавать билеты с условием как возвратности, так и невозвратности. Это позволит пользоваться услугами железнодорожного транспорта пассажирам и с высокой, и с низкой платежеспособностью, что, по мнению разработчиков документа, «приведет к увеличению пассажирооборота, либерализации рынка, улучшит конкурентное положение железнодорожного транспорта».
В марте прошлого года законопроект прошел первое чтение, но, видимо, весь пар ушел в гудок. Документ внесли в число приоритетных и на нынешнюю весеннюю сессию, но его второе чтение, дали понять думцы, будет перенесено. Впрочем, еще вопрос: этому надо больше огорчаться или радоваться? По мнению многих депутатов, законопроект слишком рамочный, общий и сырой, что дает возможность Правительству, как выразилась зампредседателя Комитета Госдумы по делам национальностей Тамара Плетнева (КПРФ), «конкретизировать его подзаконными актами в интересах монополий».
«К сожалению, нет никаких гарантий того, что принятие закона в нынешнем виде будет способствовать существенному снижению стоимости перевозок, — сказал в комментарии для «РФ сегодня» член Комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов («Справедливая Россия»). — Внесенные мною поправки направлены на то, чтобы стоимость невозвратных билетов отличалась от обычных не меньше чем на 20 процентов. В ином случае овчинка выделки не стоит, ибо никаких позитивных последствий для наших граждан не последует, зато они фактически лишатся права на возврат положенной компенсации. Мы уже имеем неудачный опыт введения невозвратных авиабилетов. Они, уверяли лоббисты этой инициативы, будут продаваться пассажирам якобы дешевле возвратных. На практике же получилось как всегда: закон принят, а снижения цен не произошло. Просто билеты, которые раньше были возвратными в нижней ценовой категории, стали вдруг автоматически невозвратными. Есть риск, что и с железнодорожными билетами ситуация повторится. Именно поэтому необходимо установить законодательные гарантии того, что их цена существенно снизится».
Стоит напомнить, что депутат поднимал эти вопросы и во время первого чтения. Ответ замминистра транспорта России Сергея Аристова, представлявшего документ, прозвучал в духе сказочных загадок о том, «чтобы ехало и не ехало одновременно». «Никто ничего не гарантирует. У нас есть регулируемый сегмент, — отметил он, — в котором государство устанавливает стоимость проезда, и есть сегмент, в котором перевозчик имеет право устанавливать цену самостоятельно, — это СВ и купе в фирменном поезде. Вы же предлагаете вообще отменить нерегулируемый сегмент и ввести полный контроль стоимости. Цену будет устанавливать перевозчик так, чтобы она была интересной и привлекательной для пассажиров, а для него обходилась без негативных экономических последствий».
Крайне беспокоит парламентариев и соотношение пропорции возвратных и невозвратных билетов. Так, зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Сергей Иванов (ЛДПР) и зампредседателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев (КПРФ) опасаются, что без четкой законодательной регламентации этого положения в железнодорожных кассах со временем станут продаваться в большинстве своем невозвратные билеты. Тем не менее, законопроект не предполагает какой-либо процентной градации между возвратными и невозвратными билетами, определив за пассажиром право приобретать билет по тому или иному тарифу. Получить компенсацию при отказе от поездки по невозвратному билету можно будет лишь по уважительной причине — при болезни, несчастном случае, для чего потребуется предъявить подтверждающие документы. По действующим сегодня правилам полную стоимость билетов можно получить, отказавшись от поездки за восемь часов до отправки.
Дискуссию вызывает и ценообразование. «Я нередко сталкиваюсь с тем, что, покупая билет на ночной поезд, вынужден оплачивать последующий обед, которым не смогу воспользоваться», — удивляется член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Владимир Федоткин (КПРФ), узрев в такой «заботе» одну из причин удорожания поездок в железнодорожном транспорте. А зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР) задается вполне резонными вопросами: каким образом формируются цены на билеты, что входит в их стоимость, в отношении чего будут дешевле невозвратные билеты?
Совершенно неожиданную, но серьезную проблему, не прозвучавшую во время первого чтения законопроекта, обозначил в интервью для «РФ сегодня» первый зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский («Справедливая Россия»). Опыт использования невозвратных авиабилетов туда и обратно, по его словам, показал, что пассажиры в большинстве своем даже не знают правил их использования. Например, о том, что обратный билет автоматически «сгорает», если человек не воспользовался этим билетом «туда». А ведь нередко случается так, что гражданин, купив такой билет, в силу разных причин «туда» добирается иным путем и, уверенный в наличии документа на фиксированный обратный вылет, спокойно занимается своими делами. И лишь в аэропорту в день отлета узнает неприятную новость.
«Особенно часто подобное происходит в курортных аэропортах, когда люди возвращаются с отдыха и целыми семьями остаются у разбитого корыта, — возмущенно заметил депутат. — Да, можно сказать, что пассажир сам виноват, но это наш, российский, пассажир, и мы обязаны обеспечить ему надлежащее информирование. Однако если копнуть проблему глубже, то возникает естественный вопрос: почему та или иная компания должна распоряжаться тем, что, скажем, принадлежит уже мне? Я купил билеты, заплатил за них деньги, пусть по льготному тарифу, и вправе распоряжаться ими по своему усмотрению». Парламентарий готовит по этому поводу соответствующие поправки.
Впрочем, у перевозчика, в свою очередь, ежегодные убытки от возврата билетов на компенсационной основе, по информации Сергея Аристова, составляют восемь-десять процентов в силу того, что освобожденные пассажирами места не всегда попадают в систему продажи для последующего приобретения другими пассажирами. По расчетам в пояснительной записке потери, понесенные при возврате за билеты, в тринадцать раз превышают полученные доходы от их возврата при всех ставках сбора за возврат. У ряда депутатов возникло ощущение того, что за предложенной законодательной инициативой кроется намерение в условиях тяжёлой экономической ситуации переложить эти расходы на плечи потребителей услуг.