Галина Карелова: За срыв северного завоза предлагают ввести административную ответственность

Сенатор рассказала, как изменится система снабжения жителей Крайнего Севера топливом, продовольствием и другими необходимыми товарами

15.11.2022 09:00

Автор: Николай Козин

Галина Карелова: За срыв северного завоза предлагают ввести административную ответственность
Галина Карелова © пресс-служба Совета Федерации

Около трех миллионов — именно столько россиян ежегодно обеспечивается топливом, едой и строительными материалами в рамках программы северного завоза. Зачастую от полярных маршрутов в буквальном смысле зависит не только их благополучие, но и жизни — ведь доступ в регионы Крайнего Севера, как правило, сильно затруднен, и вести там полноценную торговлю с постоянной логистикой порой оказывается просто невозможно. О том, какие проблемы людей решает северный завоз, а также о текущих проблемах и перспективах программы «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова.

Ликвидировать «ручной контроль»

- Галина Николаевна, на недавнем заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации центральной темой стало обсуждение проекта федерального закона о северном завозе. К каким проблемам приводит отсутствие единой нормативно-правовой базы для участников программы северного завоза?

- Прежде всего стоит отметить, что создание системы государственной поддержки северного завоза является одной из важнейших задач социально-экономического развития Крайнего Севера и касается около трех миллионов граждан, 25 регионов страны, получающих более трех миллионов тонн грузов по маршрутам северного завоза.

Северный завоз в цифрах: в 25 субъектах РФ осуществляется северный завоз;
3 миллиона человек проживают на территории северного завоза;
3,2 миллиона тонн грузов завозится ежегодно;
87 миллиардов рублей — ежегодная стоимость завоза;
в 2-3 раза цены на продукты питания в рамках северного завоза выше среднероссийских;
в 11 раз может увеличиваться стоимость товара из-за неоптимальной логистики.

Источник: Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, октябрь 2022 года

Ежегодно на эти цели предусматривается 87 миллиардов рублей. Однако до сих пор нет единой нормативно-правовой базы, определяющей порядок взаимодействия участников северного завоза, их права и обязанности.

Впоследствии сформировалась децентрализованная модель осуществления северного завоза. При такой системе существуют риски нарушения сроков доставки жизненно важных товаров и возникает необходимость «ручного управления« процессами, как на уровне Правительства Российской Федерации, так и на уровне высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Могу привести в пример совсем недавнюю историю в Магадане. Из-за отсутствия норм приоритетности обслуживания грузов власти порта отдали предпочтение судну, которое шло по экспортному маршруту, вместо танкера, который должен был загрузиться дизельным топливом для нужд субъекта Федерации. В результате мы получаем 150 тысяч обеспокоенных граждан, которые в экстренном порядке пришли на заправочные станции. Минтрансу и Минвостокразвития пришлось оперативно вмешаться в ситуацию, чтобы не допустить топливного кризиса в регионе.

Законопроект разрабатывается именно для того, чтобы исключить подобные случаи, обеспечить обслуживание грузов северного завоза в первую очередь. Он также закрепляет меры административной ответственности за неисполнение указанной обязанности. Это одно из предложений сенаторов. Таким образом, проект федерального закона позволит создать необходимые условия для своевременной доставки жизненно необходимых товаров конечному потребителю, а это, напомню, миллионы наших граждан.

Сама подготовка законопроекта ведется Минвостокразвития по поручению Президента России Владимира Путина. Сенаторы с самого начала были включены в эту работу, многие наши предложения учтены. Они были внесены в соответствии с потребностями регионов.

- Если все грузы северного завоза получат приоритет обслуживания, для чего необходимо вводить категоризацию товаров? Какие товары и к какой категории будут относиться?

- Разделение грузов северного завоза на категории прежде всего необходимо для расстановки приоритетов уже между товарами самого северного завоза. Так, у некоторых есть определенный срок годности, другие — наиболее востребованы в конкретный момент времени и так далее. Также в зависимости от категории грузов будут оказываться финансовые и иные меры поддержки перевозчикам.

Проектом федерального закона предусматривается разделение грузов северного завоза на три категории.

К первой категории относятся товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. В частности, социально значимые товары, лекарственные средства, медицинские изделия и топливно-энергетические ресурсы, которые отнесены к первой категории, будут обрабатываться в первую очередь.

Вторая категория — это товары для государственных и муниципальных нужд. Третья категория включает в себя все остальные грузы.

- С учетом вышесказанного ожидается ли изменение цен на товары потребления, участвующие в северном завозе?

- Безусловно, мы ожидаем стабилизацию цен. В данный момент по причинам, описанным выше, может существовать дефицит определенных категорий. Чем и пользуются некоторые предприниматели. Например, в ряде субъектов РФ наблюдаются случаи превышения розничных цен на социально значимые продукты питания по сравнению с регионами, расположенными в центральной части страны.

Если же будет осуществляться системный контроль за сроками доставки в соответствии с потребностями граждан определенного региона, то удастся избежать ажиотажа и как следствие — завышения цены.

Законопроектом «О северном завозе» также предусматривается закупка продукции посредством специальных электронных площадок. Это позволит сформировать единую информационную среду для максимально широкого круга потенциальных поставщиков товаров, а также обеспечить прозрачность закупок и конкуренцию между предпринимателями за потребителя.

Кроме того, документом определяется возможность софинансирования транспортных расходов на перевозку грузов из федерального бюджета.

Указанные меры позволят снизить стоимость товаров и будут способствовать созданию условий для приобретения качественной продукции по наилучшей цене.

Читайте также:

• Харитонов рассказал, как изменится северный завоз после принятия закона кабмина

Предпринимателей поддержат льготами

- Известно, что централизованная система доставки грузов в северные регионы существовала во времена Советского Союза. Насколько новая система будет на нее похожей? Было ли что-то из опыта прежних лет учтено при ее разработке?

- Действительно, в период СССР существовал комплекс ежегодных государственных мероприятий, направленных на обеспечение территорий Крайнего Севера основными жизненно важными товарами.

Поставки грузов в труднодоступные районы производились и финансировались централизованно, контролировались органами, подведомственными Совету Министров СССР.

Однако сравнивать систему доставки грузов на северные территории времен СССР и разрабатываемую в современных реалиях не совсем корректно — изменилось время, изменились технологии, да и сами люди изменились, их образ жизни и потребности.

Реализация положений законопроекта позволит сформировать комплексную систему управления северным завозом, основанную на цифровых технологиях и современных принципах эффективного распределения полномочий, планирования, оптимизации процессов и управления рисками.

- Если мы заговорили о полномочиях, то как они будут распределены между  федеральными органами власти и региональными?

Важно отметить, что законопроектом «О северном завозе» четко разграничиваются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. О необходимости такого разграничения неоднократно заявляли представители северных регионов на всех дискуссионных площадках.

На федеральном уровне будет определяться координатор северного завоза. Уже сейчас известно, что это будет Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Оно будет регулировать деятельность федеральных и региональных органов власти, а также органов местного самоуправления.

Так, федеральной властью будет утверждаться порядок планирования северного завоза, определяться территории, перечень грузов и задействованные объекты инфраструктуры.

К ответственности регионов будет относится непосредственно организация и осуществление северного завоза. В рамках этой работы субъекты РФ будут определять регионального координатора, утверждать ежегодный трехлетний план и расширенный перечень грузов для оказания региональных мер поддержки, а также иметь и другие полномочия.

- Как скажутся эти меры поддержки на развитии предпринимательской деятельности в северных регионах?

- В целях создания стимулирования предпринимательства проектом федерального закона предусмотрены финансовые, имущественные и организационные меры государственной и муниципальной поддержки.

Участникам северного завоза может оказываться финансовая поддержка в форме предоставления льготных бюджетных кредитов на закупку товаров и услуг, связанных с их поставками.

Имущественная поддержка предусматривает передачу во владение или пользование предприятиям и индивидуальным предпринимателям государственного и муниципального имущества. При этом Правительство наделяется правом установить упрощенный порядок передачи такой собственности.

- В условиях северного завоза предпринимательская деятельность неразрывно связана с логистическими особенностями маршрутов доставки грузов. В связи с этим какие меры предпринимаются для обновления судов, осуществляющих рейсы в северные регионы?

- В настоящее время северный завоз во многих регионах осуществляется по сложным транспортным схемам. В основном — внутренним водным транспортом.

Тем не менее его использование осложняется рядом факторов, одним из которых является износ флота.

В целях оказания поддержки организациям, использующим суда для нужд северного завоза, предусматриваются субсидии на строительство или покупку нового судна взамен сданного на утилизацию.

Однако, по информации Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в текущем году ни одной заявки для предоставления такой субсидии от организаций не поступило.

В итоговое решение заседания Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации, которое состоялось 27 октября, включена рекомендация Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность увеличения размера субсидии на приобретение или строительство новых речных судов для северного завоза.

Правда за нами