Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Электроника, бытовая техника и автомобили: какие товары подорожают из-за роста доллара и евро

Разбираемся с экспертами, как падение курса рубля отразится на ценниках в российских магазинах

07.07.2023 16:58

Автор: Николай Козин

Электроника, бытовая техника и автомобили: какие товары подорожают из-за роста доллара и евро
  © Антон Тушин/РИА Новости

В России могут резко подорожать электроника, бытовая техника, бензин и автомобили. Причина — резкие скачки курса доллара, который впервые за последний год превысил 90 рублей и держится на этой отметке вот уже почти неделю. Как вести себя в такой ситуации, стоит ли закупаться импортными товарами впрок и ждет ли нас повторение кризиса 90-х годов — рассказывает «Парламентская газета».

«Рубль слабеет по отношению ко всей валютной корзине»

Падение рубля началось еще две-три недели назад и с тех пор не останавливается. В начале этой недели курс главной американской валюты уверенно перевалил за 90 рублей, а в четверг, 6 июля, доллар торговался уже по 93,8. Не отстает и евро — по данным Мосбиржи, вот уже на протяжении нескольких дней его курс пляшет в диапазоне от 99 до 102 рублей.

Ранее опрошенные «Парламентской газетой» эксперты связали падение рубля сразу с несколькими факторами. Так, глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что все дело в резко увеличившемся импорте, колебаниях цен на нефть, а также росте расходов на восстановление и развитие новых регионов. Но при этом, по словам парламентария, ничего катастрофического не происходит — российская экономика справлялась еще и не с таким.

Сторонние эксперты, впрочем, придерживаются менее оптимистичных взглядов. Так, по словам руководителя Департамента финансов НИУ Высшая школа экономики Юрия Ичкитидзе, скачки курса повлияют прежде всего на стоимость импортных товаров — бытовой техники, электроники, автомобилей и так далее. «Есть такое правило — если девальвация происходит на десять процентов, стоимость товаров поднимается в среднем процентов на семь, — объяснил эксперт. — Я думаю, и в этом случае нужно ожидать подобной зависимости».

При этом, по словам Ичкитидзе, не так важно, откуда именно приходит в Россию этот самый импорт — из дружественных стран или недружественных. «В последние полтора года динамика валют Грузии, Казахстана и других стран СНГ по отношению к рублю оставалась положительной, — отметил собеседник издания. — То же самое касается и азиатских валют. То есть рубль слабеет не только по отношению к доллару, а по отношению к корзине валют в целом».

И это действительно так. Если взять, к примеру, китайский юань, то он по отношению к рублю также активно дорожает: согласно динамике Центробанка, в июле прошлого года он стоил девять с половиной рублей, а сейчас — уже почти тринадцать. До рекордных значений дело, правда, еще не дошло (пик стоимости юаня пришелся, что неудивительно, на март 2022, когда китайская валюта подпрыгнула в цене до 18 рублей), но все предыдущие показатели с 2006 года включительно курс уже превзошел.

Импорт вырастет в цене на 10 процентов, внутренние товары — на 23 процента

При этом сложившаяся ситуация невольно вызывает ассоциации с событиями зимы-весны 2022-го, когда доллар так же рос, импорт резко сокращался (в том числе из-за разрушения традиционных логистических цепочек), а цены на него росли как на дрожжах — в Ассоциации компаний интернет-торговли, например, сообщали о подорожании бытовой техники и электроники в среднем на 10—15 процентов. На фоне всеобщей паники в магазинах возник ажиотажный спрос, но уже спустя три-четыре недели ситуация стабилизировалась и цены снова поползли вниз. Однако, по словам Юрия Ичкитидзе, сейчас такого ждать не стоит.

«Тогда экономика переживала шок из-за стремительно развивающихся событий — объявления СВО, санкций и так далее, — пояснил эксперт. — Сейчас же мы имеем дело с так называемым G-эффектом. То есть сначала у нас курс рубля укрепился из-за резкого сокращения импорта, а потом поток импорта снова вырос, но зато сократился экспорт, и курс снова пошатнулся».

В условиях постепенной девальвации, по словам Юрия Ичкитидзе, мы будем жить как минимум до конца года. Финансист считает, что курс доллара за это время может еще подрасти.

«С другой стороны, цены на товары внутреннего производства, даже импортозависимые — как, например, сельхозпродукция, для получения которой используют иностранную технику, удобрения и посевной материал — изменятся мало, — обнадежил эксперт. — Они не зависят от оперативных затрат и в среднем растут всего на два-три процента к десяти процентам девальвации».

«Повышение стоимости автомобилей будет не критичным»

В числе прочего подорожают и импортные автомобили. При этом перестройка логистических цепочек на дружественные страны (по данным аналитического агентства «Автостат», сейчас больше всего машин — 75 процентов, девять и шесть от общего объема соответственно — завозят из Китая, Казахстана и Киргизии, страны Запада из тройки лидеров пропали вообще) на этот процесс существенно не повлияет.

«Расчеты даже с дружественными странами у нас все равно ведутся преимущественно в долларах или с оглядкой на долларовый курс, — пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. — Поэтому следует ожидать повышения цен на все импортные модели автомобилей. Но повышения не критичного — я думаю, в среднем до девяти-десяти процентов».

© Игорь Самохвалов/ПГ

При всем при этом, согласно отчету Росстата, автомобили за предыдущий год и так подорожали в среднем на 24 процента, а иномарки — и на все 40. Тем не менее, по словам Игоря Коровкина, взрывного роста цен, как это было вскоре после объявления специальной военной операции, не случится.

«Тогда воедино сошлись сразу несколько факторов, — отметил эксперт. — Это и санкции, и резкий рост курса, и дефицит, и всеобщая паника, которую подогревали сами дилеры. Сейчас ситуация другая — прежде всего восстановились логистические цепочки и исчез дефицит — рынок активно насыщается автомобилями из Китая, на подходе импорт из Ирана и Южной Кореи. Но рост цен все равно будет, потому что, кроме потребителя, дилерам и производителям возросшие расходы никто не компенсирует».

Ждем реакции Центробанка

А вот рынок жилья пока что замер в ожидании. Как рассказал «Парламентской газете» эксперт по недвижимости, член Российской гильдии риелторов Константин Барсуков, сейчас ситуация на рынке сложилась таким образом, что для того, чтобы сдернуть цены вниз или вверх, нужно событие помасштабнее, чем колебания долларового курса.

«В краткосрочной перспективе, на мой взгляд, ничего особо не изменится, — отметил Барсуков. — Что же касается долгосрочной — здесь все будет зависеть от того, как поведут себя государство и конкретно Центробанк. Если у нас будет расти собственное производство, а доля импорта соответственно падать — тогда и разницы особой нет, сколько там этот доллар стоит. Если же все будет происходить с точностью до наоборот, то нас ждет рост инфляции, обесценивание денег, рост денежной массы в стране и номинальных зарплат. И вот тогда уже цены на недвижимость двинутся в рост».

По словам эксперта, основным маркером тут служит ключевая ставка. Если Центробанк не будет ее повышать — значит, курс доллара и девальвацию рубля там планируют использовать как метод понуждения отечественных компаний к скорейшему импортозамещению и избавлению от долларовой зависимости на строительном рынке. Если же повысит — значит, примерно через пять лет на рынке недвижимости будет очередной взрыв и цены на квартиры подскочат минимум вполовину.

«Такое на самом деле уже было в 2015 году, когда цены на жилье долгое время искусственно тормозились, — пояснил Константин Барсуков. — В итоге мы пришли к тому, что к 2020 году они подскочили сразу на 80—100 процентов».

Большого кризиса ждать не стоит

Не все хорошо и с топливом. Так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, из-за курса доллара и колебания цен на нефть стоимость бензина марки Аи-92 в минувший четверг, 6 июля, в европейской части России на торгах поднялась на 0,6 процента и достигла 58,82 тысячи рублей за тонну. Это рекорд, исторический максимум его стоимости. Увеличилась и стоимость дизеля — на 0,12 процента до 51,74 тысячи рублей за тонну.

Однако при всем при этом эксперты призывают не паниковать и не кидаться в магазины скупать импортные товары или валюту.

«Если у вас нет иностранных денег, но есть много рублей, которые вы не знаете, куда вложить — можно купить на них валюту, чтобы диверсифицировать свои сбережения и обеспечить себя финансами для поездок в дружественные страны, например», — посоветовал Юрий Ичкитидзе.

Читайте также:

• На российские биржи хотят пустить иностранных игроков

Что думают власти?

Власти в сложившейся ситуации сохраняют подчеркнутое спокойствие. Так, на днях глава ЦБ Эльвира Набиуллина назвала скачки долларового курса «благом для российской экономики».

«Сейчас, если мы посмотрим на динамику курса, она тоже во многом объясняется внешней торговлей, — заявила Набиуллина ТАСС. — Если сравнить положительный текущий счет в первом квартале этого года, то в сравнении с пиком прошлого года он упал в пять раз. Поэтому плавающий курс под влиянием внешней торговли меняется, но плавающий курс — это благо, которое позволяет внешние шоки легче абсорбировать экономике».

Не поддаваться панике призвал и председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

«На мой взгляд, у ЦБ достаточно инструментов для того, чтобы контролировать сложившуюся ситуацию, — пояснил парламентарий в разговоре с «Парламентской газетой». — В том числе я допускаю повышение ключевой ставки в ближайшее время».

Повышение, по словам Аксакова, если оно случится, будет поэтапным — понемногу, по 0,25—0,5 процента в течение какого-то продолжительного срока, пока не «нащупается» оптимальный курс.

«Если же говорить в целом, то с учетом того, как у нас сейчас растут основные макроэкономические показатели, как повышается эффективность производства, промышленности в целом, никаких признаков кризисной ситуации нет, — подчеркнул собеседник издания. — А те процессы, которые сейчас происходят, находятся под контролем».