Алексей Кудрин хочет создать новый орган управления бюджетом

Известный реформатор разработал систему мер по подъёму экономики

В скором времени в системе государственного управления экономикой может появиться новый орган — Бюджетный совет. Это произойдёт, если будут реализованы предложения, сформулированные в докторской диссертации, которую в конце сентября защитил председатель Счётной палаты России Алексей Кудрин.

Эта диссертация выходит за рамки обычных научных изысканий такого рода: весомость исследований и предложенных концепций в работе под названием «Теоретические и методологические подходы к реализации сбалансированной и эффективной бюджетной политики» придаёт личность автора: Алексей Кудрин занимал пост министра финансов России в 2000-2011 годах, а в 2016-2018 годах руководил Центром стратегических разработок, идеи которого стали основой плана экономических реформ на ближайшие шесть лет.

Сам автор не скрывает, что видит практическую значимость своего научного исследования в том, чтобы «использовать полученные научные результаты для выработки дальнейших рекомендаций по формированию сбалансированной и эффективной бюджетной политики». А залогом обоснованности таких рекомендаций может служить то, что «диссертация опирается на результаты многолетней работы автора в Министерстве финансов и Правительстве Российской Федерации».

Бесспорно, результаты эти есть. И трудно оспаривать тот факт, что они влияют на нынешнее состояние российской экономики в целом и на сбалансированность федерального бюджета в течение многих лет в частности. Долгосрочные принципы бюджетного правила и финансовой стерилизации излишней денежной массы, при которой уровень монетизации экономики не превышает 40 процентов, а сверхдоходы от нефти идут на создание валютной «подушки безопасности», фактически кредитуя экономику зарубежных стран, — эти и другие меры, разработанные под руководством Алексея Кудрина (о чём он и пишет в диссертации), определили во многом возможность балансировать расходы и доходы госказны.

Что же предлагает Алексей Кудрин на четырёхстах страницах своей диссертации? Разумеется, использовать методы и приёмы, уже прошедшие, причём, по мнению автора, успешно, испытания экономической практикой последних лет. В частности, достигать сбалансированности бюджета, применяя четыре внеэкономических, по сути, приёма («подхода», как сказано в тексте). Какие?

«Нормативный» — это когда попросту урезаются на определённый процент все статьи расходов, не считая так называемых защищённых. Непонятно, правда, по какому принципу определяется этот процент, но бесспорно, сбалансированность бюджета гарантирована максимальная. Этот метод прекрасно себя показал в 2016 году, как утверждает диссертант.

Далее — «инфляционный» подход, «который позволяет фактически обесценить расходы в реальном выражении». Приведён и пример: расходы по социальным выплатам и пенсиям индексируются ниже уровня фактической инфляции, как, в частности, произошло в 2016 году. Иными словами, Алексей Кудрин признаёт, что есть разница между официальными и фактическими инфляционными показателями, и эту разницу Правительство использует, наращивая доходы бюджета за счёт социальных выплат. «Инфляционный» подход включает в себя также, по утверждению Кудрина, и установление заведомо заниженного прогноза по инфляции с тем, чтобы сократить социальные выплаты, а уж если и этого недостаточно — то просто отказаться от «индексации при расчёте объёмов государственных бюджетных ассигнований», что привело в том же 2016 году к тому, что не были проиндексированы выплаты госслужащим, студентам и некоторым другим категориям бюджетников.

Сам автор не скрывает, что видит практическую значимость своего научного исследования в том, чтобы «использовать полученные научные результаты для выработки дальнейших рекомендаций по формированию сбалансированной и эффективной бюджетной политики».

«Точечно-ориентированный» подход, в сущности, разновидность «нормативного», но применялся по отношению к отдельным бюджетным статьям и направлениям с большим размахом начиная с 1999 года: в 2013 году, например, таким образом удалось срезать 90 миллиардов рублей. «Точечно-ориентированный» подход был использован в 2015 году, когда был пропущен срок индексации расходов на оплату труда (так в тексте) военнослужащих.

И наконец, подход «отложенных выплат» — когда просто «переносят вправо» по временной шкале сроки тех или иных бюджетных выплат или «временно отказываются финансировать обязательства» госбюджета.

Приёмы, согласитесь, несколько странные, и не случайно в диссертации нет ссылок на соответствующий зарубежный опыт в развитых рыночных странах. Но не стоит выискивать в таких «подходах» признаки экономического шулерства: надо помнить, в каких непростых условиях развивалась российская экономика, учитывая санкционное давление, валютную волатильность, проблемы крупнейших базовых компаний и корпораций, непростую ситуацию в банковском секторе, когда государство было вынуждено одномоментно выделить около триллиона рублей, чтобы избежать массового банкротства кредитных учреждений.

К тому же не самые благоприятные внешние факторы усиливались и внутренними проблемами: тот же самый Алексей Кудрин в качестве председателя Счётной палаты России на недавнем пленарном заседании Совета Федерации привёл такие цифры: объёмы незавершённого строительства за последний год возросли на 296 миллиардов рублей, до 2,5 триллиона рублей. Это означает, что примерно 15 процентов общих расходов федерального бюджета потрачено впустую, объекты не построены, продукции не дают, прибыли, компенсирующей расходы, нет. Такую нагрузку ни один бюджет не выдержит! И подобная ситуация повторяется из года в год, как свидетельствуют архивы той же Счётной палаты. В таких условиях логично балансировать бюджет, как предложено в диссертации, увеличив ставку налога на добавленную стоимость, которая является более эффективной, чем наращивание прямых налогов. Разумеется, сопровождая это действие мерами, позволяющими сократить объёмы незавершёнки.

Впрочем, новые ставки НДС уже вошли в перечень экономических новшеств на грядущую шестилетку. Так что можно предполагать, что и другие предложения Алексея Кудрина будут учтены при формировании комплекса мер по выполнению майского указа Президента РФ. Среди них надо выделить два принципиальных нововведения. Во-первых, Алексей Кудрин полагает целесообразным прекратить тратить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование государственных инфраструктурных проектов. «Основным предназначением фонда должно стать выполнение функции оперативного сглаживания последствий волатильности мировых цен на углеводородные ресурсы для доходов федерального бюджета» — так записано в тексте диссертации. Проще говоря, сырьевые сверхдоходы будут конвертированы в валюту и в идеале направляться на компенсацию возможных потерь бюджетных доходов по причине падения нефтяных цен. Исключительно.

Реальный сектор экономики не получит ничего, стратегические инфраструктурные проекты, которые могут дать импульс развитию сопряжённых производств, будут финансироваться из других источников. Впрочем, такое положение вполне соответствует одному из постулатов диссертанта: патерналистская государственная политика по отношению к отечественным производителям должна быть сведена до минимума. Очевидно, для такого умозаключения не являются критически важными показатели роста объёмов продукции в сельском хозяйстве, оборонке, некоторых отраслях машиностроения, у отдельных экспортёров, которые стали возможными в последние три года именно вследствие государственной поддержки через прямое бюджетное финансирование и льготные кредиты.

А вот создание бюджетного совета — это второе принципиальное новшество от Алексея Кудрина — поможет отстоять «интересы бюджета с тем, чтобы вопросы социально-экономического развития не решались в ущерб поддержания сбалансированности и прочности бюджета». Что будет решать этот новый, «независимый от политического влияния» орган, численность которого определена «до двухсот человек»? Судя по диссертации, правильным будет ответ «всё» в сфере бюджетной политики! В девяти пунктах перечислены права и обязанности бюджетного совета — от составления смет на выполнение предвыборных обещаний до оценок, как выполняется бюджетная и налоговая политика в целом.

Разумеется, такой орган должен иметь и особый статус, так как отчитываться он будет перед Президентом и парламентом. Правда, в этом случае остаётся неясным, что же будет делать законодательная власть в лице Федерального Собрания, которое по действующему законодательству ответственно за формирование и принятие государственного бюджета в качестве одной из приоритетных задач? И Правительство, которое разрабатывает и выносит на суд законодателей проект этого важнейшего финансового документа?

Впрочем, вполне вероятно, что, по компетентному мнению Алексея Кудрина, и Правительству, и законодателям не хватает именно бюджетного совета, чтобы в полной мере раскрыть потенциал российской экономики. Однако это мнение не подкреплено конкретными расчётами, какой же экономический эффект принесёт новый орган и какие методы будет использовать, чтобы решить застарелые проблемы, прежде всего в части рационального расходования бюджетных денег? А главное, что мешало сделать это раньше, в рамках имеющихся немалых юридических и административных возможностей, использовав бесспорный немалый административно-политический и научный потенциал диссертанта и его единомышленников?

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Автор: Юрий Скиданов

Ещё материалы: Юрий Скиданов

Просмотров 1766

09.10.2018 13:01

Загрузка...

Популярно в соцсетях