Аудиторов заменят машины

Значительная часть рутинных операций, выполняемых специалистами Счётной палаты, вскоре будет автоматизирована

Аудиторов заменят машины

Алексей Кудрин. Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Счётная палата перейдёт на риск-ориентированный подход при прогнозировании нарушений в наиболее чувствительных сферах. Такой «контроль на опережение» позволит не только повысить эффективность работы палаты, но и более точно оценить перспективы развития экономики.

Главное — конечный результат

Прошлогодние заслуги Счётной палаты, которая выявила нарушений на общую сумму почти 1,9 триллиона рублей и вернувшей государству 18 миллиарда рублей, остались позади, и нужно двигаться вперёд. Главная задача, которую ставит перед собой ведомство в текущем году, — усилить контроль за достижением конечного результата при реализации федеральных программ и сформировать комплексный мониторинг стратегических целей. С этим, по словам главы Счётной палаты Алексея Кудрина, в стране пока не всё ладно.

Выступая 20 июня в Госдуме с ежегодным отчётом о деятельности ведомства, он признался, что для того, чтобы заработал стратегический аудит, необходимо разработать более актуальную методологию управления госпрограммами, которая в том числе поможет правильно оценить работу всех министерств и ведомств.

«В этом смысле я вижу большой резерв в использования современных технологий и методик, так называемой цифровизации и больших данных. С их помощью нам будет проще контролировать расход средств по многим предприятиям. Поэтому значительная часть рутинной работы Счётной палаты будет передана машинным алгоритмам», — сказал Кудрин.

После перемещения работы по отчётности на автоматический уровень главный аудитор России ожидает резкого повышения производительности труда сотрудников. Всё высвобождённое от рутины время аудиторы смогут использовать с большей продуктивностью, посвящая его качественному анализу трат бюджетных средств и последствий, которые повлияли или, напротив, не оказали никакого воздействия на уровень жизни простых граждан.

Кудрин также пообещал, что подконтрольное ему ведомство подготовит предложения, касающиеся изменений в структуре расходов в некоторых отраслях, для повышения эффективности трат.

Я вижу большой резерв в использовании современных технологий и методик, так называемой цифровизации и больших данных.

Ранее Кудрин заявлял в интервью французской газете Les Echos, что в ближайшие шесть лет цифровизация услуг в России позволит сократить число служащих на 30 процентов. По его мнению, новая кадровая политика государства поможет проверить мотивацию россиян и привить новую культуру, ориентированную на достижение результатов в управлении.

Для аудита не хватает данных

Счётная палата работает с полной отдачей сил, но полностью сконцентрироваться на стратегическом аудите, по словам Кудрина, не может — мешает отсутствие информации. Полноценный отчёт по реализации целевых федеральных программ в 2017 году Минфин до сих пор не предоставил. Есть только данные по трём прошлогодним кварталам. А этого явно недостаточно, сказал глава ведомства и привёл пример пассажирского лайнера, который без точной навигации рискует улететь не туда.

«Я бы сравнил это с самолётом, в котором не работают приборы. Мы примерно понимаем, где летим, на какой высоте находимся, может, в окно что-то видно, но этой информации недостаточно для того, чтобы пилоты могли принимать правильные решения по управлению самолётом», — пояснил он.

Выборочный анализ Счётной палаты показал, что в госпрограммах не полностью учтены стратегические задачи и документы. Например, стратегия развития предпринимательства предусматривает увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП в два раза — с 20 до 40 процентов. В подпрограмме же указывается другой показатель, который никак не соотносится со стратегическим.

Та же проблема и со стратегией инновационного развития, и соответствующей подпрограммой, где разнятся цифры по доле высокотехнологичных предприятий.

«Ещё один пример: при внесении изменений в бюджетный закон Счётная палата констатировала, что по 19 подпрограммам изменение расходов составило больше 10 процентов средств. Доходные источники, за счёт которых увеличиваются расходы, при этом указаны не были. Получается, что бюджет живёт своей жизнью, а госпрограммы своей», — посетовал чиновник.

По экспертной оценке палаты, около 77 процентов всех госпрограмм в той или иной степени не соответствуют документам стратегического планирования. Ровно такая же картина наблюдалась и в 2016 году, но выводов сделано не было. «Это подтверждает ещё раз, что система стратегического планирования сегодня у нас не работает. Учитывая амбициозность стоящих перед нами задач, мы должны исправить эту ситуацию», — подчеркнул Кудрин.

Система стратегического планирования сегодня у нас не работает. Учитывая амбициозность стоящих перед нами задач, мы должны исправить эту ситуацию.

Поможет в этом, в том числе, и внедрение риск-ориентированного подхода при прогнозировании нарушений в наиболее чувствительных сферах. «Наша аналитическая база позволяет ожидать такие риски в силу складывающихся обстоятельств и концентрировать внимание на этих зонах. Такой «контроль на опережение» повысит в том числе и эффективность работы палаты», — заверил Кудрин.


Справка. Счётная палата 2017. Основные показатели

Общая сумма выявленных Счётной палаты в прошлом году нарушений составила 1,9 триллиона рублей (в два раза больше, чем годом ранее), из которых 760 миллиарда приходятся на долю Роскосмоса. В государственную казну возвращено 18,8 миллиарда рублей (более чем в два раза больше, чем в 2016 году).

Доля инвестиций в ВВП в прошлом году составила 21,7 процента — при запланированном уровне в 27 процентов.

Показатели по зарплатам младшего медперсонала, работников дошкольного, среднего и специального образования выполнены на 74 процента в 2017 году и на 90 процентов в 2018 году.

Алексей Кудрин. Фото: ПГ / Юрий Инякин

При анализе основных показателей эффективности функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) Счётной палатой было установлено, что за время своего существования ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки национальной экономики. Реальный экономический эффект от реализации механизма в виде ОЭЗ не достигнут. За 11 лет существования ОЭЗ создано всего 21,1 тысячи рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места направлено более девяти миллионов рублей бюджетных средств. В период 2010—2017 годов из 36 ОЭЗ досрочно прекращена деятельность 11 зон.

За отчётный период было возбуждено 389 дел об административных правонарушениях, к ответственности привлечено 130 должностных лиц, оштрафованных на 15 миллионов рублей, в том числе три федеральных замминистра.

В прокуратуру было направлено 135 материалов, по 35 из них возбуждены уголовные дела.

В 2017 году было рассмотрено более двух тысяч нормативных актов, подготовлено 1315 заключений.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 3094

20.06.2018 16:14

Загрузка...