Аэропорты обяжут платить компенсации владельцам приаэродромной недвижимости
За ограничения на использование недвижимости в связи с эксплуатацией новых взлётно-посадочных полос аэропорты должны будут заплатить компенсацию владельцам построек.
1 июля Президент России одобрил поправки в Воздушный кодекс, согласно которым аэропорты должны будут выплачивать компенсации владельцам частной недвижимости на приаэродромных территориях. Согласно документу предполагается выплата компенсаций владельцам близлежащей частной недвижимости в случае строительства новых взлётно-посадочных полос. Строительные компании, владеющие недвижимостью рядом с аэропортами, поправки в кодекс поддерживают и приводят в пример опыт западных стран.
Реакция российских операторов аэропортов на поправки была неоднозначной. По мнению большинства аэропортов новый закон создаёт целый ряд рисков, способных нанести им серьёзный ущерб.
«Приаэродромные территории (30-километровая зона от контрольной точки аэродрома) в настоящий момент накрывают почти половину территории Московской области, а также около 90 процентов территории Москвы. Именно эти территории, начиная с «советских времен» планировались под перспективную застройку, в том числе для расселения жителей аварийного жилья, и создание новых мест приложения труда. «Однако в последние годы были введены требования, ограничивающие градостроительное развитие большей части московского региона и обусловившие необходимость получения дополнительных согласований с администрациями аэропортов и Росавиацией, причём вне формализованных правил, чёткого предмета согласований и оснований для отказа в процессе согласования» - прокомментировал агентству ТАСС ситуацию с застройкой заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак.
В Московской области ежегодно порядка 2,5 тысячи застройщиков, планирующих создать новые производства и рабочие места, построить социальные объекты, расселить аварийные дома, вынуждены обращаться за согласованием в Росавиацию. Только применительно к территории Московской области к настоящему времени в производстве насчитывается 22 судебных дела, непосредственно затрагивающих права и интересы около 30 тысяч человек.
«Результат один — страдает население, терпит убытки строительный бизнес в регионах, существенно сокращаются территориальные ресурсы для экономического развития муниципальных образований, утрачивается возможность долгосрочного планирования такого развития как для государства, так и для бизнеса», — цитирует Дмитрия Козака ТАСС.
Застройщики, построившие жилые комплексы на небольшом отдалении от аэропортов, поправками довольны. Противодействие аэропортов поправкам они оценивают как «нечестную конкурентную борьбу за территорию, которую владельцы аэропорта предполагают использовать под девелопмент и в то же время отмечают, что «необходимо найти цивилизованные пути совместного развития приаэродромных территорий».
«Территория застройки «Пригород Лесное» (застройщик под одноимённым названием входит в группу компаний «Самолёт Девелопмент») находится на существенном отдалении от аэропорта, самолёты летают редко и на значительной высоте, что совсем не создаёт какой-либо дискомфорт для человека, находящегося на территории комплекса», — прокомментировал представитель одного из московских застройщиков «Самолёт Девелопмент». Ограничения жилой застройки и возможности использования территории, подверженной воздействию авиашумов, законодательно реализованы во многих западных странах, напомнили в компании. И как подтвердил заместитель председателя Правительства РФ, механизмы контроля за использованием приаэродромных территорий в России после поправок соответствуют мировому опыту. Например, в Европе зоны шумового воздействия установлены для всех крупных аэропортов и введены законодательные требования о компенсации операторами аэропортов убытков землевладельцам, чьи права нарушены установлением таких зон.
«Вопрос о возмещении ущерба, причинённого гражданам и юридическим лицам в связи с ограничением их прав на земельные участки и иную недвижимость, разрешен в действующих редакциях Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации — этот ущерб возмещают лица, в интересах которых установлены ограничения. Законопроект лишь уточняет соответствующие положения в случае установления приаэродромных территорий. В отношении действующих аэродромов обязанности по возмещению указанного ущерба возлагаются на операторов аэропортов (независимо от формы собственности), которые являются выгодополучателями аэропортового бизнеса, но только в связи с возникновением на приаэродромных территориях ранее не установленных ограничений», — комментирует независимый эксперт рынка недвижимости Андрей Геннадьевич Бекетов.
Вместе с тем, такой подход формирует действенные стимулы к проектированию, строительству и последующей эксплуатации аэродромов с минимизацией размеров приаэродромных территорий (в целях минимизации объёмов подлежащего возмещению ущерба) за счёт предъявления повышенных требований к шумовым характеристикам воздушных судов и оптимизации маршрутов полётов с безусловным соблюдением требований безопасности полетов.
Одновременно законопроект содержит механизмы, направленные на стимулирование застройщиков аэродромов и операторов действующих аэродромов принимать меры к сокращению размеров приаэродромных территорий, в том числе за счет снижения уровня шумового воздействия. Кстати сказать, Правительство Российской Федерации поручило Минтрансу России исходить из необходимости достижения этих целей при подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке установления границ приаэродромных территорий. «Сегодня чёткие границы приаэродромных территорий и конкретный режим, действующий на конкретных участках этих территорий, не установлены. … А в мутной воде — лучше рыбка ловится», — заявил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак по сообщению Информационного агентства России «ТАСС».
«Достаточно часто бывают ситуации, когда аэропорты требуют дополнительного согласования с ними несмотря на согласование от Росавиации. Обычно данные вопросы решаются параллельно в суде и путем переговоров с аэропортом. Целью для аэропорта является получить некие коммерческие выгоды с застройщика пользуясь пробелами в действующем законодательстве» — комментирует генеральный директор «Century 21 Еврогруп Недвижимость» Пётр Владимирович Машаров.
В настоящее время застройка земель, находящихся на территории аэропорта и на расстоянии 30 километров от него, ограничена и допустима только после согласования с Росавиацией. Поправки вынудят аэропорты заняться новой разработкой проектов приаэродромных территорий и установить 7 подзон с разными степенями ограничений по использованию.