Переходить на новую систему теплоснабжения регионы будут постепенно и добровольно
Интервью замминистра энергетики Вячеслава Кравченко
Правительственный законопроект, реформирующий всю систему теплоснабжения, во втором чтении примут в сильно изменённом виде. Первоначальный вариант, рассмотренный в декабре 2017 года, вызвал резкую критику законодателей, поскольку предполагалось, что за поставку тепла в регионах будет отвечать не местная власть, а единая теплоснабжающая организация (ЕТО). Она должна была забрать у чиновников полномочия по распределению норм теплостанций и возможность формировать тариф. Парламентарии опасались, что ЕТО, - по сути, коммерческая организация, — чтобы получить прибыль, повысит стоимость тепла для граждан, а власти субъектов потеряют контроль над системой.
В результате сенаторы и депутаты внесли в законопроект 23 поправки, которые в том числе защищают потребителя от резкого роста тарифов и оставляют регионам рычаги влияния на энергетиков. В какие сроки пройдёт реформа и как она отразится на кошельке россиян, корреспонденту «Парламентской газеты» рассказал заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко.
- Предстоящую реформу по масштабности можно сравнить с реформой РАО ЕЭС 2007 года, которая привела к серьёзным изменениям в отрасли электроснабжения. Сегодня реформу признали неудачной. Мы не повторяем ошибки прошлого?
- Во-первых, я не назвал бы реформу РАО ЕЭС неудачной, свои задачи она выполнила. Но, как бы там ни было, её сравнение с нашими текущими инициативами в теплоснабжении некорректно. Реформа в электроэнергетике была направлена на разделение естественных монополий, передачу объектов в частные руки, привлечение инвестиций и создание жёсткой конкуренции на рынках производства и сбыта энергии с высокой долей свободного ценообразования. А здесь ситуация обратная. Мы повышаем влияние крупных игроков в отрасли и отчасти даже усиливаем монополию.
Потребитель будет защищён намного лучше, чем сегодня, прежде всего потому, что будет установлена граница предельной цены, которую никому нельзя будет превышать.
Но при этом мы не отменяем госрегулирование конечной цены на тепло. Потребитель будет защищён намного лучше, чем сегодня, прежде всего потому, что будет установлена граница предельной цены, которую никому нельзя будет превышать.
- Но вы упомянули об усилении монополизма, а значит, в любой момент монополист, каковым является ЕТО, цену может поднять.
- По причинам, которые я назвал выше, этого не произойдёт. Во-вторых, ценообразование будет абсолютно прозрачным. За основу берётся расчёт цены по формуле альтернативной котельной. Эталоном становится стоимость тепла, вырабатываемого расчётной котельной (на основе наилучших доступных технологий и эффективных технико-экономических параметров работы), мощностью десять гигакалорий в час (что хватает для отопления примерно одного квартала многоэтажной застройки). В новой формуле цены также учитывается вид топлива, на котором работает котельная, сейсмичность района, этажность домов и так далее.
Установить новую систему расчёта предельных тарифов для ЕТО, исходя из показателя так называемой альтернативной котельной, с возможностью продавать тепло потребителям по цене ниже установленного предельного уровня.
Перераспределить полномочия местной власти. У чиновников на местах не будет возможности устанавливать тарифы на тепло, кроме предельных тарифов для ЕТО, но при этом усилятся их контрольные функции за исполнением обязательств ЕТО с введением соответствующей финансовой ответственности ЕТО.
Всё это, по мнению руководства Минэнерго, должно повысить качество и надёжность теплоснабжения, привлечь инвестиции в отрасль, основываясь на долгосрочных, прозрачных правилах тарифного регулирования (сейчас тарифы на тепло пересматриваются каждый год).
- В чём отличие от того, что применяется сейчас?
- Мы говорим о механизме, когда цена определяется по аналогу, другими словами, методика расчёта одинакова для всех. Тогда как сегодня цена на тепло определяется, исходя из издержек, которые несёт каждая теплоснабжающая организация, поэтому даже в разных районах одного города она может отличаться в разы. Фактически каждая котельная, а они сейчас строятся в большом количестве, имеет свой установленный тариф, как правило, выше тарифов ТЭЦ. При этом городские ТЭЦ недозагружены. Реформа предусматривает, что ЕТО сможет принимать оптимальные решения по загрузке существующих тепловых мощностей и ликвидировать этот дисбаланс. В итоге цены стабилизируются, причём для части потребителей они либо снизятся, либо их рост остановится.
- Но ведь мини-котельные, которые предполагается закрывать, могли успешно конкурировать с крупными ТЭЦ.
- В большинстве случаев мини-котельные не конкурируют с ТЭЦ в зоне их деятельности прежде всего по цене. Ведь затраты на постройку, эксплуатацию должны окупаться, это закладывается в тариф. Необходимо отметить, что инвесторы таких котельных чаще всего рассчитывают на возврат своих вложений в течение короткого срока — от трёх до пяти лет. Наше предложение — для ЕТО будет установлена норма доходности, которая позволит вернуть инвестиции за десять лет.
Справедливости ради стоит отметить, что котельные, которые поставляют тепло по цене ниже, чем ТЭЦ, существуют, но они держат низкую цену не за счёт своей экономики, а за счёт политических решений местной власти. Например, устанавливается единый котловой тариф — условно некое среднее арифметическое между тарифами дорогих котельных и дешёвых ТЭЦ. Другие варианты — субсидирование дорогих тарифов для котельных, или бюджетные инвестиции на строительство дорогих котельных. Вместе с тем на сегодняшний день бюджетная система больше не в состоянии выдерживать подобную нагрузку. Именно поэтому реформа призвана снизить роль региональной власти в регулировании этой отрасли в части установления цены за теплоснабжение. Планируется, что местная власть также не будет влиять на загрузку источников тепловой энергии. Но при этом контроль за исполнением обязательств ЕТО останется на местах и даже усилится.
- Означает ли это, что цена, рассчитанная методом альтернативной котельной, будет повсеместно ниже?
- Не всегда. Расчёты показывают, что в ряде регионов цена альтернативной котельной выше сложившихся тарифов. Однако благодаря понятной прозрачной формуле, установленной Правительством норме доходности, долгосрочному периоду окупаемости, а также длительному, до десяти лет, периоду доведения текущих тарифов до цены альтернативной котельной резкого скачка цен не будет. Кроме того, мы предлагаем при условии согласия всех сторон устанавливать цены для потребителей ниже предельной цены ЕТО.
- В городах ТЭЦ смогут успешно заменить мини-котельные, но что будет в сельской местности, где в посёлке одна-единственная мини-котельная. Её тоже закроют?
- Ни в коем случае. В таких населённых пунктах котельная останется. Но местной власти нужно будет принять решение. Если они сочтут необходимым перейти на расчёт цены по методу альтернативной котельной, то котельная станет ЕТО для своего посёлка. А если решение муниципалитета будет иным, то всё вообще останется по-старому. Необходимо понимать, что ЕТО — это не какая-то новая структура, которую придётся создавать с нуля. Эти организации уже существуют повсеместно в соответствии с действующим законодательством. ЕТО — это владельцы, как правило, наиболее крупных по стоимости активов объектов теплоснабжения. В городах это чаще всего ТЭЦ или теплосети. Таким образом, структуры уже существуют, но сегодня они не имеют тех полномочий и обязанностей, которыми предполагается их наделить в ходе реформы.
- А что это за полномочия и обязанности?
- Мы говорили о том, что ЕТО — монополист. Это многих пугает. Но монополия ЕТО предполагает и серьёзную ответственность перед потребителем абсолютно за всё, — от лопнувшей трубы до кочегара, который запил и не выходит на работу. Именно такую ответственность предусматривает договор, который потребители будут заключать с организацией напрямую. Но будут у ЕТО и права, например, принимать решение о взаимодействии с тепловыми сетями, о дозагрузке мощностей и так далее. Это логично, поскольку ЕТО несёт финансовую ответственность за исполнение обязательств. Помимо этого, под установленный тариф на поставляемое тепло закладывается программа реконструкции, которую ЕТО будет обязана выполнить. Здесь всё строго: трубы не поменял — плати штраф. А контролировать процесс будут местные власти.
- Так кем всё-таки будет назначаться ЕТО на местах?
- Согласно действующему закону о теплоснабжении в крупных городах схему теплоснабжения утверждает Минэнерго. Соответственно если речь идёт о пункте с населением 500 тысяч и выше, ЕТО назначается Минэнерго на основании предложений местных органов власти. В остальных случаях этот вопрос находится в ведении местных властей.
- Сколько регионов уже выразили согласие перейти на новую систему отношений?
- Уже получено согласие местной власти в Татарстане, Красноярске, Алтае, Тамбове, Московской области. Другие взяли паузу, чтобы оценить, как система приживётся у соседей. На мой взгляд, во всех 39 городах 500- тысячников новую систему можно применять. Но при этом мы не спешим и в наших поправках в законодательство не указаны конкретные сроки перехода на новую систему.
- В правительственный законопроект подготовили свои поправки сенаторы и депутаты. В чём их суть?
- Они касаются усиления ответственности ЕТО за взятые обязательства. В министерстве такой подход поддерживают. Другой блок поправок направлен на то, чтобы местная власть имела достаточно рычагов контроля за действиями ЕТО. Надо сказать, что большинство предложений парламентариев конструктивны и мы, безусловно, примем их во внимание.
- Вы сказали, что спешить и насаждать новую систему не стоит. И всё же когда, по вашему мнению, было бы оптимальным перейти на новую систему отношений в теплоснабжении?
- Если поправки в закон о теплоснабжении будут приняты в мае (а все предпосылки для этого есть), то хотелось бы, чтобы переход на новую систему начался бы уже с начала следующего отопительного сезона. При этом следует помнить, что регионы будут переходить на новую систему постепенно и добровольно, исходя из практической необходимости. Ключевым условием станет согласие всех участников процесса: ЕТО, органов местного самоуправления и региональных властей. В этой связи главная задача федеральной власти сделать систему эффективной, не насаждая готовые решения.
Что касается самой вводимой системы, то впечатление от неё двойственное. Посыл Правительства понятен — отрасль нуждается в инвестициях. Но мы видим, что даже те инвестиции, которые сегодня приходят в отрасль, управляются плохо. Нам говорят, что новая система позволит прекратить перманентный рост тарифов для населения. Но что мешает Минэнерго сделать это уже сейчас? Словом, насколько жизнеспособной окажется модель, предлагаемая Правительством, и сможет ли она решить все проблемы отрасли, мы узнаем, когда система заработает. Сейчас же радует то, что переход регионов на новую модель будет осуществляться не по команде, а в силу экономической целесообразности.