Как «осваивают» промысловые субсидии

Депутаты Госдумы обеспокоены ростом мошенничества с деньгами, предназначенными для поддержки коренных народов Севера

15.03.2017 09:30

Автор: Алексей Никишин

Как «осваивают» промысловые субсидии
Фото: РИА "Новости"

Исторически коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока проживают в 26 регионах нашей страны. Половина из них получает субсидии из федерального центра на поддержку хозяйственной деятельности общин, занимающихся рыболовством, оленеводством и другими традиционными промыслами. Деньги государство выделяет ежегодно, но вот жизнь коренных народов лучше пока не становится.

Средства тратятся по своему усмотрению

Средства на поддержку общин коренных народов Севера предусмотрены в программе по реализации государственной национальной политики, которая принята в декабре 2016 года. Это совсем незначительные в масштабах страны суммы — около 130 миллионов рублей в год. Возможно, именно в силу этого учёт за их расходованием крайне слабый. К такому выводу пришли в Счётной палате.

«Регионы используют эти субсидии по своему усмотрению. Кто-то тратит выделенные средства на покупку нового «Урала» для оленеводов, кто-то на этнические фестивали и поддержку музеев», — рассказала аудитор Татьяна Блинова. Происходит это, по её мнению, потому что в законе нет критериев эффективности использования этих средств. И депутатам предстоит обратить внимание на соответствующие пробелы в законодательстве.

Однако даже там, где критерии прописаны, с распределением не всё гладко. Речь идёт о предоставляемых общинам квотах на вылов рыбы, добычу оленины и так далее. «Существующий механизм распределения квот никого не устраивает», — замечает заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов. Так, в 2015 году 262 общины на Дальнем Востоке подали 564 заявки на вылов около 100 тысяч тонн рыбы. В 2016 году в том же регионе было подано 559 заявок, уже на 200 тысяч тонн.

Россия точно узнает, сколько у неё малых народов
Соколов напомнил, что численность коренных народов, из представителей которых должны формироваться общины, падает год от года. Почему же растёт объем вылова, доходя до промышленных масштабов? Выбивание субсидий и квот под видом помощи коренным народам сегодня становится бизнесом, считает чиновник. По его мнению, полномочия устанавливать объём вылова на каждого члена общины должны быть у муниципалитетов, а не у учредителей общины, как сейчас.

Кому достаются квоты

С теми, кто учреждает общины коренных народов, тоже не всё просто. В некоторых общинах учредителями хоть и являются представители коренных национальностей, но по сути они играют роль «свадебных генералов». Заправляют же всем часто люди не местные. Они приглашают опытных юристов для составления заявки на квоты по вылову и выбивают под них субсидии из бюджета. Иногда на подставных лиц учреждают по несколько таких общин.

В начале года в поле зрения Камчатской прокуратуры попали три заявки от рыболовецких общин на 300 (!) тонн рыбы. Учредителями общин Калкан, Кумрач и Кубеку значились некие Поповы. При этом многие заявки других общин региона остались неудовлетворёнными, поскольку квот уже не осталось.

Проект закона оказался сырым

Осенью 2016 года в Госдуму были внесены правительственные поправки в закон об общих принципах организации общин малочисленных народов Севера. В документе указывалось, что учредители одной общины не могут одновременно являться учредителями или членами других общин. Однако из регионов на законопроект поступили отрицательные отзывы.

«Согласно Конституции каждый имеет право свободно входить в общественные объединения, в том числе и общины», — напоминает представитель Госсобрания Якутии в Госдуме Василий Власов. Он отметил, что поправки также противоречат и Гражданскому кодексу. Более того, вводя запрет для коренных народов на нахождение в нескольких общинах, авторы поправок не запрещают этого лицам, которые относят себя к другим национальностям.

В законе об Арктике забыли про людей
«Непонятно, как правовое управление пропустило документ, противоречащий Конституции и Гражданскому кодексу, — недоумевает член Комитета Госдумы по экономической политике, вице-президент союза городов Крайнего Севера Алексей Веллер. По его мнению, общая обеспокоенность ситуацией у Правительства объективная: с махинациями вокруг субсидий и квот для северных народов нужно бороться. Факты злоупотреблений (причём злоупотребляют не представители коренных народов) есть и в оленеводстве, и в рыболовстве, и в других областях хозяйственной деятельности, которой занимаются общины. «А значит, надо совместно с Правительством дорабатывать этот пакет документов», — сказал законодатель «Парламентской газете».

Депутат напомнил, что сейчас много говорится о необходимости реестра общин. Однако, он убеждён, что этого недостаточно:

- Нужен реестр представителей коренных народов, которые претендуют на получение экономических преференций. Ведь далеко не все из них будут претендовать на их получение. Если кто-то живёт в городе и является чиновником или учителем, он не собирается заниматься традиционными видами промыслов и, может быть, вообще не хочет регистрироваться как представитель коренных народов. И нам вместе с Правительством надо подумать, как  распределять экономические преференции. Закрепить за каждым из 250 тысяч потенциальных потребителей экономических преференций некую квоту на рыбу, оленину и так далее. Некую норму. И человек, получивший на год эту норму, будет иметь право передать её в любую общину. А на следующий год он, допустим, хочет заняться другим видом деятельности, так зачем ему препятствовать — пусть переходит в другую общину. То есть действовать надо не запретами, а созданием прозрачной картины хозяйственной деятельности в общинах.

Правительство уже пообещало представить концепцию единого реестра общин малочисленных народов Севера в мае этого года. То есть речь идёт о некоем пакете законопроектов, регулирующих деятельность общин. Депутаты готовы работать над ним совместно с кабмином, тем более что у них есть немало своих предложений.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3519