Как «осваивают» промысловые субсидии

Депутаты Госдумы обеспокоены ростом мошенничества с деньгами, предназначенными для поддержки коренных народов Севера

Как «осваивают» промысловые субсидии Фото: РИА "Новости"

Исторически коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока проживают в 26 регионах нашей страны. Половина из них получает субсидии из федерального центра на поддержку хозяйственной деятельности общин, занимающихся рыболовством, оленеводством и другими традиционными промыслами. Деньги государство выделяет ежегодно, но вот жизнь коренных народов лучше пока не становится.

Средства тратятся по своему усмотрению

Средства на поддержку общин коренных народов Севера предусмотрены в программе по реализации государственной национальной политики, которая принята в декабре 2016 года. Это совсем незначительные в масштабах страны суммы — около 130 миллионов рублей в год. Возможно, именно в силу этого учёт за их расходованием крайне слабый. К такому выводу пришли в Счётной палате.

«Регионы используют эти субсидии по своему усмотрению. Кто-то тратит выделенные средства на покупку нового «Урала» для оленеводов, кто-то на этнические фестивали и поддержку музеев», — рассказала аудитор Татьяна Блинова. Происходит это, по её мнению, потому что в законе нет критериев эффективности использования этих средств. И депутатам предстоит обратить внимание на соответствующие пробелы в законодательстве.

Однако даже там, где критерии прописаны, с распределением не всё гладко. Речь идёт о предоставляемых общинам квотах на вылов рыбы, добычу оленины и так далее. «Существующий механизм распределения квот никого не устраивает», — замечает заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов. Так, в 2015 году 262 общины на Дальнем Востоке подали 564 заявки на вылов около 100 тысяч тонн рыбы. В 2016 году в том же регионе было подано 559 заявок, уже на 200 тысяч тонн.

Соколов напомнил, что численность коренных народов, из представителей которых должны формироваться общины, падает год от года. Почему же растёт объем вылова, доходя до промышленных масштабов? Выбивание субсидий и квот под видом помощи коренным народам сегодня становится бизнесом, считает чиновник. По его мнению, полномочия устанавливать объём вылова на каждого члена общины должны быть у муниципалитетов, а не у учредителей общины, как сейчас.

Кому достаются квоты

С теми, кто учреждает общины коренных народов, тоже не всё просто. В некоторых общинах учредителями хоть и являются представители коренных национальностей, но по сути они играют роль «свадебных генералов». Заправляют же всем часто люди не местные. Они приглашают опытных юристов для составления заявки на квоты по вылову и выбивают под них субсидии из бюджета. Иногда на подставных лиц учреждают по несколько таких общин.

В начале года в поле зрения Камчатской прокуратуры попали три заявки от рыболовецких общин на 300 (!) тонн рыбы. Учредителями общин Калкан, Кумрач и Кубеку значились некие Поповы. При этом многие заявки других общин региона остались неудовлетворёнными, поскольку квот уже не осталось.

Проект закона оказался сырым

Осенью 2016 года в Госдуму были внесены правительственные поправки в закон об общих принципах организации общин малочисленных народов Севера. В документе указывалось, что учредители одной общины не могут одновременно являться учредителями или членами других общин. Однако из регионов на законопроект поступили отрицательные отзывы.

«Согласно Конституции каждый имеет право свободно входить в общественные объединения, в том числе и общины», — напоминает представитель Госсобрания Якутии в Госдуме Василий Власов. Он отметил, что поправки также противоречат и Гражданскому кодексу. Более того, вводя запрет для коренных народов на нахождение в нескольких общинах, авторы поправок не запрещают этого лицам, которые относят себя к другим национальностям.

«Непонятно, как правовое управление пропустило документ, противоречащий Конституции и Гражданскому кодексу, — недоумевает член Комитета Госдумы по экономической политике, вице-президент союза городов Крайнего Севера Алексей Веллер. По его мнению, общая обеспокоенность ситуацией у Правительства объективная: с махинациями вокруг субсидий и квот для северных народов нужно бороться. Факты злоупотреблений (причём злоупотребляют не представители коренных народов) есть и в оленеводстве, и в рыболовстве, и в других областях хозяйственной деятельности, которой занимаются общины. «А значит, надо совместно с Правительством дорабатывать этот пакет документов», — сказал законодатель «Парламентской газете».

Депутат напомнил, что сейчас много говорится о необходимости реестра общин. Однако, он убеждён, что этого недостаточно:

- Нужен реестр представителей коренных народов, которые претендуют на получение экономических преференций. Ведь далеко не все из них будут претендовать на их получение. Если кто-то живёт в городе и является чиновником или учителем, он не собирается заниматься традиционными видами промыслов и, может быть, вообще не хочет регистрироваться как представитель коренных народов. И нам вместе с Правительством надо подумать, как  распределять экономические преференции. Закрепить за каждым из 250 тысяч потенциальных потребителей экономических преференций некую квоту на рыбу, оленину и так далее. Некую норму. И человек, получивший на год эту норму, будет иметь право передать её в любую общину. А на следующий год он, допустим, хочет заняться другим видом деятельности, так зачем ему препятствовать — пусть переходит в другую общину. То есть действовать надо не запретами, а созданием прозрачной картины хозяйственной деятельности в общинах.

Правительство уже пообещало представить концепцию единого реестра общин малочисленных народов Севера в мае этого года. То есть речь идёт о некоем пакете законопроектов, регулирующих деятельность общин. Депутаты готовы работать над ним совместно с кабмином, тем более что у них есть немало своих предложений.



Автор: Алексей Никишин

Просмотров 1253

15.03.2017

Популярно в соцсетях