Платные парковки появятся во всех регионах

Чтобы штрафовать нарушителей, местным властям нужен доступ к базе МВД, который пока есть только у Москвы

03.03.2017 16:53

Автор: Светлана Заверняева

Платные парковки появятся во всех регионах
Фото: Интерпресс

Регионы имеют право обустраивать платные парковки, но не могут штрафовать нарушителей. Для этого органам местного самоуправления нужен доступ к электронной базе Министерства внутренних дел, который есть пока только у Москвы.

Платят за парковку 3 процента водителей

По действующему законодательству, территориальные органы МВД отказывают местным властям предоставлять персональные данные автомобилистов-нарушителей, даже если противоправные действия зафиксированы на фото и видео. Правоохранители ссылаются на закон «О полиции», где говорится, что подобной информацией могут делиться только с госорганами и должностным лицам. Регионы же апеллируют к закону, который наделяет их правом решать все вопросы, связанные с парковками, кроме одного.

«Там, где организовано парковочное пространство, мы  сталкиваемся с проблемой взимания штрафов», — обозначил проблему мэр Краснодара Евгений Первышов. За парковку на территории краевого центра не платят 97 водителей из ста.

Такая же ситуация во многих других регионах. В Санкт-Петербурге коммерческие парковки действуют с 2015 года, но городской бюджет, по данным Городского центра управления парковками, от этого нисколько не выиграл.

Единственный регион, где успели подписать соглашение о передаче баз данных МВД местным органам самоуправления, — это Москва. Теперь здесь действует централизованная система взимания штрафов, которая объединила платные парковки и эвакуацию автомобилей. Каждого нарушителя неминуемо настигает извещение о штрафе.

Чтобы не попасть в поле зрения камер, которыми нашпигованы московские улицы, некоторые закрывают, а кто-то вообще скручивает госномер. Но если «недремлющее око» Московской автомобильной дорожной инспекции всё-таки успело засечь нарушителя, ему, скорее всего, придётся раскошелиться.

Нужен комплексный подход

Неоднозначная инициатива столичных властей не раз подвергалась жёсткой критике. «Передача персональных данных частной компании — это прямая угроза национальной безопасности, — уверен первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков. — Она ведёт к утечке  информации, касающейся не только обычных автовладельцев, но и спецсубъектов: машин оперативных служб, работающих по программам защиты свидетелей».

При этом владельцы машин с иностранными, транзитными номерами других регионов не могут быть оштрафованы, так как их данных нет в территориальных органах МВД. По мнению Лысакова, чтобы навести порядок на парковках, местным властям вообще не нужны персональные данные водителей. Достаточно установить блокиратор нарушителю, как это делают во многих других странах, а снимать его только после оплаты штрафа.

Платные парковки — сугубо коммерческий проект
Вопрос с парковками надо как-то решать, считают оппоненты Вячеслава Лысакова. Иначе городские улицы рискуют превратиться в хаотичные стоянки.

«Возможным компромиссом могло бы стать дополнение Федерального закона «О полиции» нормой, которая позволит МВД предоставлять персональные данные в автоматизированном виде не только государственным органам, но и представителям местного самоуправления, исключительно для производства по административным правонарушениям», — предположила зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.

«Здесь нужен комплексный подход», — убеждён член Комитета Государственной службы по транспорту и строительству Олег Нилов. Причём начинать, по мнению депутата, следует не с персональных данных граждан, а с тарифов. «Они должны быть привязаны к средней зарплате по региону, — уточняет Нилов, — а доходы от стоянки — поступать в казну региона, а не в частную компанию. Вообще там, где частный интерес, всегда присутствуют алчность и желание как можно больше заработать. Мы же не доверяем частной компании печатать деньги».

В решении проблемы платных парковок следует соблюдать баланс между интересами жителей, которые живут в зоне парковочного пространства, и людей, которые приезжают туда на работу, говорит  председатель комитета по законодательству Законодательного собрания Санкт-Петербурга Денис Четырбок. Опыт Москвы депутат назвал в целом успешным, но переносить эту модель обустройства парковок в Санкт-Петербург считает неправильным. «Сначала нужно подготовить инфраструктуру и сделать так, чтобы общественный транспорт был таким же удобным и доступным, как в столице», — уточняет депутат.

Пока же на рассмотрении в Государственной Думе находятся «парковочный кодекс»,  подготовленный фракцией «Справедливая Россия». Он включает сразу четыре законопроекта, а также Федеральный закон «О персональных данных». Каким станет решение одного из самых актуальных для автовладельцев вопроса, мы узнаем совсем скоро.