Все о пенсиях в России

12:26Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

00:00Как узнать размер будущей пенсии

вчераЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Конец зимы — начало роста?

В феврале, согласно прогнозам, может наконец начаться давно обещаемый экономический подъём

01.02.2017 09:30

Автор: Олег Черковец

Конец зимы — начало роста?
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Остался позади первый месяц года, когда экономика в связи с многодневными праздниками традиционно «притормаживает». Поэтому давно обещанного начала — после двух лет кризиса — пусть медленного, но всё-таки роста следует ожидать именно в начинающемся феврале — последнем месяце зимы. Правда, на этом пути нас может ждать немало сюрпризов.

Подешевеет ли буханка?

В минувшем месяце были окончательно подведены итоги сбора урожая в 2016 году. Он действительно оказался рекордным за все последние годы — более 119 миллионов тонн; больше было собрано только в РСФСР в советский период — в 1978 году. В этой связи всех волнует законный вопрос: а отразится ли такой успех наших аграриев — в полном соответствии с законами рыночной экономики — на розничных ценах на хлеб в магазинах? Тем более что ситуация на мировом зерновом рынке объективно складывается в пользу российских потребителей: цены на зерно там падают, а потому экспортёры не торопятся вывозить зерно за рубеж. Так, может, буханке на прилавках в самый раз подешеветь?

К сожалению, обрадовать здесь вряд ли сможем. Мы опять сталкиваемся с феноменом российской экономики, о чём не раз писала «Парламентская газета»: обилие паразитов — спекулянтов и разного рода посредников между производителем и потребителем — у нас просто зашкаливает. Поэтому то, что для мировой экономики норма, для российской — отнюдь нет. Как отмечает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, в розничной цене буханки хлеба стоимость самого зерна составляет всего лишь порядка 15 процентов. Так захотят ли те, кто кладёт в свой карман остальные 85 процентов с каждой буханки, терять такой доход? То-то и оно. Поэтому, если в начавшемся феврале мы наконец не увидим начала каких-то осмысленных, давно уже назревших и перезревших действий государства в отношении паразитического слоя в нашей экономике, то никакого снижения цен на хлеб нам не видать. Максимум, на что можно рассчитывать в связи с полученным высоким урожаем, это то, что цены не будут — по крайней мере, в феврале — расти дальше. И на том, как говорится, спасибо…

А вот насчёт бензина даже таким, скорее всего, утешиться не сможем. В прошедшем январе цены на автомобильное топливо ускоряли рост, и, учитывая предстоящее закрытие в связи с модернизацией — вслед за Московским — ещё и Ярославского нефтеперерабатывающего завода, можно предположить продолжение такого роста и в феврале. В этой связи возникает закономерный вопрос: учитывая роль бензина в ценообразовании, не вызовет ли это столь же закономерного скачка цен на все остальные товары и как это повлияет на общие параметры инфляции?

Мужчины без пальто. Дамы без юбок

В середине второй декады минувшего первого месяца года Правительство РФ объявило, что изыскало дополнительно 107,5 миллиарда рублей на поддержку отдельных отраслей экономики в нынешнем году. Это, конечно, лучше, чем ничего, но всё равно очень мало: по текущему курсу рубля к доллару выходит никак не больше 1,8 миллиарда «зелёных». На всю необъятную-то Россию с остающимися проблемами в реальном секторе экономики, особенно в промышленности. Взять хотя бы многострадальную лёгкую промышленность, которой из указанной суммы предполагается выделить 500 миллионов рублей. Но ведь это меньше 10 миллионов долларов — о такой «поддержке» вообще неприлично говорить! Непонятно, откуда в такой ситуации взялись надежды на то, что текстильная промышленность даст в этом году рост минимум на 4 процента?

Но уж если на то пошло, то для ликвидации последствий того чудовищного погрома, что учинили нашей лёгкой промышленности в 90-е годы либералы, нужен годовой рост не на 4, а на 44 процента! К примеру, по данным Росстата, по итогам 2015 года российская лёгкая промышленность произвела пальто всех видов примерно по 1 штуке на… 146 человек! И это никакая не шутка, а суровая реальность. При этом отдельно женских пальто и полупальто произведено в количестве 1 штуки на 65 взрослых женщин, мужских пальто и полупальто — по 1 на 500 человек. У дам, как видим, некоторое преимущество, но всё равно — немаловато ли будет, при нашем-то холодном климате, который в минувшем январе ярко напомнил о себе?

А если, к примеру, взять производство женских юбок, то падение их производства продолжалось уже и в минувшем году и за 10 месяцев 2016-го и по сравнению с аналогичным периодом 2014 года составило 36 процентов. В результате в количественном выражении в России производится 1 юбка примерно на 25 представительниц прекрасного пола. Сколько же при таких темпах нам ждать восстановления отечественной лёгкой промышленности? И не пора ли, скажем, в начавшемся феврале объявить об особой программе такого восстановления? В противном случае ещё много лет придётся сидеть на одёжном импорте, а не то российские мужчины будут продолжать оставаться без пальто, а дамы без юбок.

«Восточный ветер» по «Шёлковому пути»    

Среди основных поставщиков изделий лёгкой промышленности на наш рынок — Китай. Впрочем, далеко не только на наш. Самым свежим зрительным примером глобальной экономической мощи КНР стал показательный рейс товарного поезда с более чем символичным названием «Восточный ветер», который в первые дни нового года стартовал в Китае и, преодолев за 16 суток путь в 12 тысяч километров и территории 7 стран от Казахстана до Франции, пересёк затем Ла-Манш и доставил в Лондон контейнеры с текстильно-галантерейной продукцией на 5 миллионов долларов. Поезд протестировал новый маршрут доставки товаров из КНР в Западную Европу в рамках реализации экономического пояса «Шёлковый путь». Это почти в пять раз быстрее, чем практикующиеся до сих пор поставки основной массы контейнерных грузов морем, точнее — по акватории аж трёх океанов. Экономия очевидна.

Очевидно и то, что в случае увеличения объёмов поставок по этому маршруту, куда неотъемлемой частью входят и российские железные дороги, возможности российско-китайского сотрудничества ещё более расширятся. В таком деле дорог каждый месяц, и хотелось бы уже в феврале увидеть, скажем, конкретные предложения с нашей стороны по привлечению «длинных» инвестиций наших стратегических партнёров в инфраструктуру проекта. Пока что российско-китайское сотрудничество в области инвестиций страдало прежде всего отсутствием в наших предложениях именно какой-либо долгосрочной перспективы.

Ждём интервенций

В самое ближайшее время должны быть озвучены конкретные параметры предстоящих в нынешнем месяце закупок Центробанком и Минфином РФ валюты. Интервенции на валютном рынке, как сказано, не дадут рублю «переукрепляться». Намёк очевиден: укрепление рубля, продолжавшееся в течение января, не устраивает финансовые власти. В случае если объёмы таких закупок будут значительными, это способно сыграть роль решающего фактора, определяющего курс нашей валюты в феврале. По крайней мере, настроения валютных спекулянтов на Московской бирже в этом случае могут решительно повернуться в пользу «зелёного» и евро, и тогда курс доллара «перевалит» за 60 рублей.         

Читайте нас в Telegram
Просмотров 4154