Доходы бюджета могут вырасти без новых поборов

В Правительстве игнорируют эффективные экономические рекомендации

Доходы бюджета могут вырасти без новых поборов

Дмитрий Ушаков. Фото Михаила Нилова

Российская экономика удивительно устойчива, если продолжает функционировать более чем полгода в условиях, когда фактически отсутствует федеральный бюджет. Формально он утверждён, но антикризисные поправки к нему перенесены на осень, когда их должен рассмотреть новый состав Госдумы.

Парадокс: доходы растут, дефицит не исчезает

Дефицит государственного бюджета России в 2016 году был запланирован в объёме примерно 2,3 триллиона рублей. Правительство сумело убедить депутатов в том, что единственный способ его сократить — ввести новые акцизы и неналоговые платежи, одновременно заморозив в нарушение закона индексацию пенсий, что и было сделано, а также проведя приватизацию прибыльных стратегических активов — Роснефти, «Алроса», «Башнефти» и других. Частично эти меры реализованы, что дало казне  дополнительных доходов приблизительно на 600 миллиардов рублей. Однако вот парадокс — прогнозируемый дефицит бюджета, по заявлениям ответственных правительственных чиновников, только увеличился, с трёх процентов до минимум четырёх, а то и больше. Почему так происходит? На встрече в пресс-центре «Парламентской газеты» Дмитрий Ушаков, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам, объяснил эту ситуацию тем, что в социально-экономическом правительственном блоке не могут организовать стратегическое планирование с комплексным анализом экономической ситуации, а занимаются преимущественно сиюминутным латанием финансовых дыр. Результат — провалы в налоговой политике, падение доходов населения и, как следствие, нарастание бюджетного дефицита, который неизбежно приведёт к увеличению явной и скрытой инфляции. Федеральная налоговая служба, несмотря на прямые требования повысить администрирование сборов, недобрала доходов на сумму свыше полутора триллионов рублей. И причина тому не только и не столько в недобросовестности налогоплательщиков и их стремлении уйти в тень, считает депутат, но и в том, что людям зачастую нечем платить: по расчётам экономистов около 17 процентов населения имеют ежемесячный доход ниже 10 000 рублей. А финансовая нагрузка на малый бизнес, для которого, несмотря на обязательство Правительства не вводить новые налоги, был ввёден новый имущественный платёж, возросла до такой степени, что бизнесмены предпочитают переходить на серые и теневые финансовые схемы.

Маневр финансами реален

Между тем можно найти новые источники пополнения бюджета, считает Дмитрий Ушаков, не увеличивая количество налоговых и неналоговых платежей. К примеру, около триллиона двухсот миллиардов рублей может дать отмена возврата налога на добавленную стоимость для сырьевых компаний. Экономический смысл этого налога — возврат денег за труд, который был вложен в создание сложной высокотехнологичной продукции. И по этой причине он не должен распространяться на экспорт сырой нефти, газа и других видов необработанного сырья. К тому же возврат НДС за экспорт весьма коррупциогенный процесс, сопровождающийся массой уголовных дел и вывозом валютной выручки за рубеж.

Другой резерв — введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Даже в щадящем режиме (максимум 35 процентов для сверхвысоких доходов, от 12 и более миллионов рублей в год) этот налог может принести только по Москве около 500 миллиардов рублей ежегодно, что, к примеру, позволит государству полностью расплатиться по замороженной ныне индексации пенсий. Но при этом, особо подчеркнул Дмитрий Ушаков, предусмотреть максимально благоприятный режим для среднего класса — основы экономического благосостояния.

Можно найти дополнительные источники и в других сферах: налог на роскошь, который нынче ограничен весьма узким кругом объектов налогообложения; акцизами на социально вредные товары — табак, алкоголь. Всего можно найти одномоментно, по словам депутата, дополнительных поступлений в бюджет примерно на 4,5 триллиона рублей. Эти предложения переложены на язык экономических расчётов и известны в Правительстве, которое, однако, вплоть до последнего времени их игнорирует. Видимо, привычнее и проще вводить новые налоги, повышая уровень социальной напряжённости в обществе.


Просмотров 1408

19.07.2016

Популярно в соцсетях