Долларом будут играть против Трампа?
В ФРС США заявили, что повысят учётную ставку
Глава Федеральной резервной системы США Джанет Йелен, выступая вечером в пятницу 27 мая перед студентами Гарварда, сделала важное заявление о том, что целесообразно в ближайшие месяцы повысить учётную ставку банковского процента.
На бирже доллар потеснит нефть?
Правда, последовали оговорки, традиционные для такого уровня оповещений: ставку повысят, если экономика и рынок труда в США продолжат укрепляться, процесс повышения будет постепенным, осторожным и медленным, займет много времени, но «в ближайшие месяцы движение в этом направлении будет уместным.»Очередное заседание совета директоров ФРС, на котором будет решено, стоит ли и в каком размере повышать ставку, состоится 14-15 июня. Однако заявление Йелен фактически предопределяет результаты заседания а прецедент прошлого года, когда ставку повысили на 0,25 процента позволяет с высокой долей уверенности предполагать, что и в июне повышение будет в тех же пределах.
Как в теории такое изменение может повлиять на экономику США? Согласно монетаристским воззрениям, подорожавший доллар ( а увеличение ставки кредитования повышает стоимость американских денег) должен будет предотвратить процесс «разогрева» американской экономики, чреватой очередными финансовыми пузырями и кризисом кредитно-финансовой системы. С другой стороны, увеличение стоимости доллара повышает его привлекательность как финансового инструмента: мощное сообщество международных валютно-сырьевых спекулянтов перенаправит денежные потоки на биржевое приобретение доллара, соответственно отказавшись от покупок контрактов на нефть и другие товары. Снижение спроса на нефть приведет к падению цены барреля. Примерно так развивались события после последнего повышения процентной ставки ФРС в декабре прошлого года. Тогда потенциал подорожавшего доллара мировые спекулянты использовали максимально: вспомните, когда инерцию падения цен на нефть усилили нехитрыми приёмами, включая информационные вбросы и полемику в ОПЕК. В итоге стоимость барреля падала до 27 долларов, а доллар, соответственно, скаканул до 85 рублей.
Сейчас такой сценарий вряд ли повторится, во всяком случае применительно к России: валютный курс на ММВБ стал гораздо меньше зависеть от стоимости нефти. И потому, что увеличились резервы в юанях в связи с экспортной переориентацией на Китай, да и финансовые власти, видимо, научились регулировать курс с помощью плановых операций по купле-продаже валюты, что давно и с успехом делает Народный банк Китая.
Правда, с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что Центробанк России вслед за повышением ФРС процентной ставки, снизит ключевую ставку: произойдет это не только по внутренним макроэкономическим причинам, но, возможно, и с целью привлечь подорожавшие доллары в обмен на номинированные в подешевевших рублях российские активы. Например, при приватизации привлекательных стратегических объектов — Роснефти, Башнефти, Совкомфлота и других.
Последний резерв демократов
Вообще-то состояние экономики США не настолько хорошо, как утверждает глава ФРС, обосновывая необходимость повысить процентную ставку: ежемесячный официальный отчет Минтруда США не фиксирует снижения уровня безработицы, который колеблется вокруг отметки в пять процентов. А прогноз реального ВВП США на ближайшие годы по расчётам Федерального комитета по операциям на открытом рынке и вовсе не утешителен: падение до 10 процентов в период до 2020 года. Так зачем же повышать стоимость доллара, тем более, что в очередной раз девальвированный юань успешно теснит американскую валюту, стимулируя рост китайского экспорта?Ответ можно найти, взглянув на календарь: в США в этом году выбирают президента. И весьма велики шансы у республиканца Дональда Трампа. Исторически так сложилось, что контроль над частной Федеральной резервной системой США в большей степени принадлежал кланам, которые сейчас поддерживают демократов, у кандидата которых Хилари Клинтон шансы на президентство не очень велики. Вероятно поэтому и было решено использовать против Трампа возможности ФРС.
Дело в том, что в своей экономической программе Трамп предлагает достаточно радикальные меры по снижению налогов и социальных расходов: уменьшение подоходного налога до 10, 20 и 25 процентов в зависимости от дохода; отменить налоги на наследство и дарение; сократить размеры налогов на прибыль и так далее. Таким образом Трамп предполагает усилить экономический рост, который, по мнению демократов, следует контролировать и сдерживать. Так что повышение процентной ставки с тем, чтобы ограничить приход долларов в реальный сектор экономики США и перенаправить его в финансово-спекулятивный является прямым противодействием планам Трампа и его предвыборной программы. В том основная, политическая подоплёка заявления Йелен.