Полис ОСАГО превратился в дефицитный товар

Новая волна ухода с рынка страховых компаний усилит проблемы с приобретением полисов в регионах

Полис ОСАГО превратился в дефицитный товар

Фото Игоря Самохвалова

По разным данным, за последнее время автовладельцы приобрели от одного до четырёх миллионов поддельных полисов ОСАГО. На такой шаг люди идут из-за проблем с покупкой настоящих полисов, которые существуют во многих российских регионах. Об этом на «круглом столе» в Госдуме рассказал председатель экспертного совета по страхованию Комитета по финансовому рынку Александр Коваль.

Поддельный полис никому не предъявишь

По большому счёту, людей уже не интересуют последствия такого сомнительного приобретения. Они отлично знают, что использование фальшивого полиса опасно,  оно может привести к тому, что в случае ДТП автомобилисты не смогут обратиться в страховую компанию для возмещения ущерба, а оплачивать ремонт чужой машины им придётся за свои деньги. Тем не менее такие полисы охотно продаются и покупаются. Тому же, кто хочет обзавестись подлинником ОСАГО, по словам Александра Коваля, приходится выстаивать многодневные очереди с записями и ночными перекличками.

Для столичного региона эта проблема не актуальна. Здесь полис ОСАГО можно заказать даже на дом, но чем дальше от Москвы, тем больше претензий у автовладельцев возникает в адрес страховых компаний, потому что за езду без этого документа им придётся заплатить штраф в пятьсот рублей.

О сложностях с покупкой полиса ОСАГО хорошо знают и в Центробанке, занимающемся регулированием страхового рынка. «За последние пару месяцев я два раза был в Краснодаре. Сегодня там 90-е годы. Для покупки полиса люди записываются и ждут в очередях по несколько дней», — рассказал на «круглом столе» директор Департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук.

Финансовые пирамиды уходят со страхового рынка

Александр Коваль выделяет несколько причин возникновения проблем с продажей полисов. В первую очередь, это стоимость ОСАГО — в среднем 5,5 тысячи рублей, что с учётом нынешних доходов для многих россиян слишком дорого. Негативную роль также сыграла вынужденная «чистка рынка» и системный отзыв лицензии у страховщиков.

С 2013 года, когда Банк России получил надзорные функции за страховыми компаниями, он вывел с рынка около 150 страховых организаций. Почти все они заслуживали такой участи, потому что у этих компаний не было достаточного количества средств для крупных выплат своим клиентам, и об этом рассказал Игорь Жук. По его словам, основная претензия к этим компаниям была связана с плохим качеством их активов. Если нет средств, то страховщик платит по старым договорам из новых поступлений, а это получается некая финансовая пирамида.

Но в обозримом будущем ситуация с продажей полисов ОСАГО может ухудшиться. По прогнозу Всероссийского союза страховщиков, в нынешнем году с рынка может уйти более полусотни страховых компаний из 344 работающих, и тогда в регионах приобрести полис станет ещё сложнее.

У страховщиков свои планы, а ФАС — против

Между тем для решения проблемы Российский союз автостраховщиков предложил выступить в роли агента по продаже полисов ОСАГО в тех регионах, где есть проблемы на этом рынке. Предполагается, что РСА будет реализовывать полисы различных компаний. Выбор фирмы для водителя будет происходить случайным образом или за счёт привязки определённых цифр регистрационного номера автомобиля к конкретной компании. Так, например, владельцу машины с номером с окончанием на единицу, продадут полис одной компании, на двойку — другой и так далее.

Против такой инициативы выступила Федеральная антимонопольная служба, где посчитали, что внедрение этой системы позволит создать условия для манипулирования рынком страхования в пользу определённых компаний.

Кстати

Автоюристам закрывают бизнес

Между тем, в июне Госдума может принять поправку к закону об ОСАГО, обязывающую автовладельцев предъявлять страховой компании поврежденный автомобиль для проведения экспертизы и получения возмещения в рамках ОСАГО. До подтверждения ущерба выплачивать деньги страховщик не будет. Об этом агентству ТАСС сообщил глава думского комитета по финансовому рынку Николай Гончар.

Эта поправка направлена на борьбу с так называемыми «автоюристами», которые только за один прошлый год принесли страховым компаниям убыток в десять миллиардов рублей.

Свои деньги они зарабатывают очень просто. Сначала автоюристы скупают у автовладельцев, оказавшихся в ДТП, права требования на возмещение ущерба в рамках ОСАГО. Далее они проводят независимую экспертизу повреждений и через суд взыскивают со страховщиков средства для проведения дорогостоящего ремонта и покрытия судебных издержек. Поскольку в своих экспертизах автоюристы используют завышенные расценки, страховщикам приходится расставаться с крупными суммами денег, и узнают о своих потерях они уже после автоматического списания со счета в рамках решения суда.

«Мы сильно страдаем от автоюристов. Они нас буквально разувают. Они пользуются лазейками в законодательстве и получают деньги со страховых компаний в свою пользу, а о автовладельцах, чьи интересы, они якобы защищают, абсолютно не думают», — заявил на круглом столе в Госдуме исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, хотя полностью согласиться с такой точкой зрения довольно сложно. Вполне очевидно, что автоюристы возникли не на пустом месте, и если бы все страховщики четко выполняли свои обязательства перед автовладельцами, рынок услуг по продаже прав на возмещение ущерба по ОСАГО оказался бы невостребованным.

Страховщики настроены радикально. Недавно РСА направил в Госдуму, Верховный суд, Банк России и Минфин письмо с предложениями по борьбе автоюристами. В них говорится, что экспертиза поврежденного автомобиля должна проводиться только в соответствии с Единой методикой оценки ущерба, что исключает вольный подсчет ущерба от ДТП.

Страховщики также предлагают перейти на ремонт автомобилей взамен прямых денежных выплат владельцам поврежденных в ДТП машин. По словам главы департамента страхового рынка ЦБ РФ Игоря Жука, Банк России эту инициативу поддерживает, потому что она поможет решить проблему посредников в системе обязательного автострахования.

Против нее выступает Ассоциации защиты страхователей, которая представляет интересы автоюристов. По мнению президента ассоциации Николая Тюрникова, безальтернативное направление на ремонт приведет к массовому нарушению прав автовладельцев, которые пока что могут выбирать между ремонтом и деньгами.


Просмотров 2842

24.05.2016

Популярно в соцсетях