Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Торг здесь уместен

24.04.2014 12:02

На закате советской эпохи американский коллега Эндрю Гласс, пропустив на каком-нибудь приёме парочку-другую своих фамилий (glass по-русски «стакан»), любил в очередной раз просветить вашего покорного слугу на предмет преимуществ западной политической модели и ущербности тогдашней нашей.

Всё больше распаляясь, он вопрошал: «Как вообще вы можете жить при однопартийной системе?». Жить, конечно, было невмоготу, но и бесконечно выслушивать подобные вопросы тоже.

- А у вас-то какая система? — пришлось задать приставале встречный вопрос.

Эндрю поперхнулся водкой со льдом. Они такое пьют. Что с них взять?

- У нас двухпартийная, — сквозь кашель гордо произнёс он.

- Замечательно. Тогда назови мне, пожалуйста, два-три принципиальных различия в программах этих ваших партий.

Воцарилась пауза. Наконец противник сдался, признав, что таких различий он назвать не может.

- Вот именно. У вас хорошо упакованная однопартийная система, — подвёл я черту под навязанным мне диспутом.

Когда в выборах участвуют всего две партии, отличающиеся одна от другой, как две палочки Twix, проходной барьер не требуется. В Штатах его и нет. Ни на выборах в большой конгресс, ни в региональные. Отсутствует заградительный барьер и в Великобритании с Канадой, что вполне естественно и понятно. От Туманного Альбиона всё и пошло. Но нет его и во Франции, а потому там в парламенте аж 15 партий. Хорошо это или плохо — вопрос сложный. Однако французы с этим как-то живут.

Но всё-таки обычно какой-то барьер существует. В Нидерландах он, видимо, вычислен математиками — 0,67 процента с кондачка не определишь. В соседней Дании обходятся 2 процентами, а в Египте и Лихтенштейне установлены 8. Особенно нравится жёсткая позиция Лихтенштейна с населением в 37 тысяч человек, где всякой партийной мелочи доступ в парламент закрыт.

В Турции проходной барьер и того выше — 10 процентов, что вызывает недовольство оппозиции. Стал предметом бурных дискуссий он и в Израиле. Авторы реформы предложили поднять проходной балл на выборах в кнессет с 2 процентов до 4. Оппозиционные партии взбунтовались. Но Израиль не был бы Израилем, если бы люди там не могли торговаться. Сошлись на 3,25 процента и ударили по рукам. Пока все довольны.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 968