Сергей Собко: Законопроект о промышленной политике отвечает всем вызовам текущего момента

Госдума приняла во втором чтении законопроект о промышленной политике. Более чем десятилетняя работа над законом получила логическое завершение. О том, как шла его подготовка, какие были внесены поправки, в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко.

— В начале идея о том, чтобы принять закон о промышленной политике, казалась несбыточной мечтой. Однако годы борьбы с либеральным истеблишментом не прошли даром. В ходе подготовки ко второму чтению его текст подвергся заметным изменениям. Добавлены новые статьи, многие изложены в новой редакции.

Главное — добавились конкретные нормы и институты. В таком виде документ отвечает практически всем вызовам текущего момента, связанным с необходимостью «разумного импортозамещения», о котором говорил президент, и повышения производительности труда в промышленном производстве.

Значительная часть изменений коснулась специального инвестиционного контракта. Это очень важный институт промышленной политики, правовой инструмент стимулирования инвестиций в создание и модернизацию производства. Основная масса поправок была направлена на регулирование порядка заключения и исполнения контракта, ответственности сторон, гарантий прав инвестора.

Появилась новая статья о государственных фондах развития промышленности. Это некоммерческие организации, которые призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям. Закон содержит открытый перечень форм поддержки: предоставление займов, грантов, взносов в уставный капитал, участие в лизинговой деятельности. В случае ликвидации такого фонда её имущество возвращается государству.

Сохранена и усовершенствована норма о приоритете при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд продукции, произведённой на территории России. Исключение составляет та, которая не имеет аналогов, производимых в стране. Вопрос, по каким критериям станут определять такую продукцию, также учтён. Они будут закреплены в приказе Минпромторга. Приоритет российской промышленной продукции устанавливается и при проведении закупок госкорпорациями, госкомпаниями, ГУПами и МУПами, а также хозяйственными обществами, находящимися под контролем государства.

Отдельно следует остановиться на гособоронзаказе. В законе установлена субсидиарная ответственность головных организаций интегрированных структур ОПК за его неисполнение. Эти нормы крайне актуальны, поскольку направлены на реализацию Послания Президента Федеральному Собранию, касающегося, в частности, усиления дисциплины предприятий при исполнении гособоронзаказа.

К сожалению, нам не удалось сохранить норму о создании совета по промышленной политике при Президенте. По этому вопросу с Администрацией главы государства у нас была содержательная и профессиональная дискуссия, в ходе которой депутаты высказали аргументы в пользу своей точки зрения. Надеюсь, что наши наработки будут полезны при реализации идей, заложенных в Послании Президента. Речь идёт о создании в рамках Правительства специального координационного центра, который должен увязать реализацию крупных проектов с размещением заказов на российских предприятиях, с развитием отечественной производственной и исследовательской базы, с локализацией продукции.

После того как проект будет окончательно принят и обнародован, работа над законом продолжится. К середине 2015 года планируется принять все подзаконные акты. Это задача Правительства и Минпромторга России. Комитет по промышленности будет анализировать и обобщать правоприменительную практику. Исходя из этого, мы будем совершенствовать нормы закона «О промышленной политике в РФ.

Ещё материалы: Сергей Собко

Просмотров 1142

16.12.2014 17:20