Когда указ кому-то — не указ

Наша тема: Слово и дело

Законодатели предлагают ужесточить ответственность за неисполнение поручений президента

В Государственную Думу депутатами от «Справедливой России» внесён законопроект, ужесточающий ответственность за неисполнение указов президента. Парламентарии требуют сажать нерадивых чиновников за решётку на три года или штрафовать на 200 тысяч рублей.

Губернаторы распоясались

Нетрудно догадаться, что поводом для такой инициативы депутатов стала некачественная работа над майскими указами президента 2012 года. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов (один из авторов законопроекта) рассказал «Парламентской газете», что в этом преимущественно виноваты министры и отдельные главы регионов. Но если закон всё-таки примут, то от уголовной и административной ответственности никто не уйдёт. И никакая неприкосновенность для министров и губернаторов не предусмотрена.

Сегодня не так легко прогнозировать, одобрят законопроект или нет. С одной стороны, «Справедливая Россия» — оппозиционная партия и её предложения не всегда имеют поддержку парламентского большинства. Но с другой — президент и парламентарии уже неоднократно критиковали Правительство и губернаторов за неисполнение майских указов. По словам Михаила Емельянова, сейчас на стадии предварительных консультаций кабинет министров выступил категорически против законопроекта.

Конечно, необходимо повышать дисциплину чиновников. И речь идёт не только об исполнении майских указов президента, но и о других поручениях главы государства. «Не принимая мер к нерадивым госслужащим, мы наносим ущерб всем сферам социально-экономической и политической жизни страны, поскольку президентские указы касаются самого широкого круга вопросов», — подчёркивает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и ещё один из авторов законопроекта Дмитрий Горовцов.

По мнению депутата, российское законодательство хорошо регулирует конституционно-правовую и дисциплинарную ответственность чиновников, но административные и уголовные санкции за неисполнение должностных обязанностей не прописаны в полной мере. «Президент имеет право отстранять любых должностных лиц, включая министров. А вот административная и уголовная ответственность прописаны в недостаточной степени. Поэтому мы предлагаем её усилить. Тем самым мы создаём не только карательный механизм, но и превентивный», — считает Дмитрий Горовцов.

Кабмин инициативу не приветствует

Сейчас Правительство утверждает, что в законодательстве и без того много наказаний для чиновников. А действия должностных лиц, связанные с неисполнением указов президента страны, подпадают под признаки преступлений, предусмотренных статьями о злоупотреблении должностными полномочиями и их превышении. Поэтому чиновники уверены, что предлагаемые законопроектом изменения в УК и КоАП избыточны.

Но самое главное, по их мнению, это то, что поручения президента адресованы слишком широкому кругу лиц. А их выполнение зависит от скоординированных усилий различных государственных органов, в связи с чем установление виновного лица, подлежащего ответственности, становится затруднительным.

Быть может, они и правы. Ведь когда в начале 2013 года Общественная палата РФ начала вести мониторинг исполнения указов президента, помогали ей в этом и региональные общественные палаты, и омбудсмены, и представители НКО. Однако, начав работу, общественники столкнулись с рядом трудностей.

«Нам предстояло определить, как интегрировать и организовать всю эту деятельность. Оказалось, в частности, что проверке нужно подвергать и многие официальные данные, которыми оперируют местные власти. Как сообщил первый заместитель секретаря Общественной палаты Михаил Островский, цифры очень часто оказывались «раздутыми». Так что простой мониторинг, даже не поиски виновного и доказательств его причастности к преступлению, оказался не таким уж простым делом.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ Вячеслав Лысаков полагает, что ответственность должна быть эффективной. «Будет возникать много вопросов о том, кто персонально ответственен за срыв тех или иных сроков. Однако персональная ответственность, зачастую отсутствующая в российской правоприменительной практике, необходима. В какой форме её следует возлагать: штраф, лишение должностей, точка в карьере и так далее — это вопрос широкого общественного обсуждения», — сказал депутат.

Нерациональный подход

Между тем российские регионы и муниципалитеты накопили 2,2 триллиона рублей долгов, что составляет три процента от нашего ВВП. Возможно, они оказались в такой ситуации из-за того, что губернаторы при выполнении майских указов президента поставили себе задачу добиться цели любыми средствами.

Так, в расчёте на одного жителя в среднем по регионам долг составил 14,1 тысячи рублей. Например, в Чукотском автономном округе эта цифра достигла 272 тысячи рублей, в Ямало-Ненецком автономном округе — 53, а в Мордовии — 34 тысячи рублей.

Самым «задолжавшим» регионом оказалась Мордовия. Объём её долга по отношению к налоговым и неналоговым доходам составил 138,2 процента. Следом за Мордовией идут Чукотка и Смоленская область. Там задолженность бюджетов составила 107 процентов и 85,4 процента соответственно. Меньше всех должны: Ненецкий автономный округ (0,1 процента), Пермский край (0,6) и Тюменская область (0,7).

Вообще долги регионов складываются из трёх частей: 50 процентов — это бюджетные кредиты, 40 процентов — кредиты банков и 10 процентов — облигации регионов. К сожалению, задолженность субъектов Федерации продолжает расти. Даже несмотря на то, что, спуская регионам расходные полномочия, по Бюджетному кодексу федеральный Центр должен полностью обеспечить это решение финансовыми ресурсами. Однако это происходит не везде. Часто деньги из Центра приходят в регионы в конце года, а потому они не успевают выполнить определённые поручения. Также не стоит забывать о том, что финансирование у регионов разное, а указы одинаковые для всех.

Большими долгами субъектов Федерации уже озаботились в Министерстве финансов. Ведомство Антона Силуанова разработало законопроект, который даёт дополнительные основания президенту для отставки губернаторов, просрочивших выплату долга на сумму, превышающую десять процентов регионального бюджета.

мнения

Олег Казаковцев

член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

- Посадить в тюрьму конкретного человека не значит решить системную проблему. Не нужно заниматься популизмом, надо решать этот вопрос комплексно. Все прекрасно знают, что сегодня бюджеты регионов достаточно дефицитные. Тот же налог на прибыль себя не оправдал. Практически 60 процентов налогов поступает сначала в федеральный бюджет. И количество профицитных регионов просто-напросто сокращается. Дело в том, что это даже не вопрос желания или нежелания чиновников выполнять указы Президента РФ. Как оказалось, не всегда есть возможность полностью их реализовать. Тем не менее в большинстве регионов никаких проблем нет. Но возникает нюанс, который заключается в наполняемости бюджетов субъектов Федерации. Есть мнение, что региональные власти зачастую тратят необоснованно большие деньги непонятно на что. Но и такие вопросы тоже должны решаться системно. В целом их очень много, но прежде всего они требуют обсуждения и проработки. А запретительными и карательными мерами мы ничего не добьёмся. Процесс должен проходить поэтапно. Нельзя посадить чиновника и рассчитывать, что на следующий день всё изменится. В моём регионе, Кировской области, майские указы президента хоть и с трудом, но всё же выполняются. Правда, долг региона возрастает.

Иван Абрамов

член Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока:

- Очевидно, что чиновники действительно слабо справляются с выполнением майских указов Президента. Я, как представитель Амурской области, могу сказать, что даже если взять майский указ по реализации программы доступного жилья, то в поручении было написано о необходимости уменьшить стоимость жилой площади на 20 процентов. Но сейчас я не вижу, что в Благовещенске квартиры стали дешевле. Не вижу того, что созданы какие-то предпосылки к развитию строительства. Законопроект своевременный, но меру ответственности ещё предстоит обсудить. Как мы будем определять, кто именно пренебрежительно повёл себя по отношению к указам: губернатор, мэр, глава района? А вдруг всему виной недофинансирование из федерального Центра? В целом же законопроект я одобряю, но хочу отметить, что и указы должны быть реалистичными. Потому что сегодня не каждый регион может позволить себе выполнить то или иное поручение.

что есть что

Майские указы Президента Российской Федерации

После вступления в должность Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года Владимир Путин подписал ряд указов, определяющих основные направления развития государства.

Внешняя политика

Указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ». В нём обозначены приоритеты внешней политики страны. Главное внимание в указе уделено отношениям с США.

Вооружённые силы

Указы «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов модернизации ОПК» и «О дальнейшем совершенствовании военной службы в РФ». Они ставят задачу довести долю современных образцов вооружений к 2020 году до 70 процентов, а также в течение пяти лет ежегодно увеличивать число контрактников в армии на 50 тысяч человек.

Экономическая политика

Указ «О долгосрочной государственной экономической политике» предусматривает создание и модернизацию 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, рост объёма инвестиций не менее чем до 25 процентов ВВП к 2015 году, рост производительности труда к 2018 году в 1,5 раза.

Бизнес-климат

Указом поставлена задача совершить скачок со 120-го места до 20-го в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса к 2018 году. Кроме того, внести кардинальные изменения в планы приватизации федерального имущества.

Заработная плата

Указ посвящён обеспечению увеличения размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза к 2018 году. Причём опережающими темпами она должна расти у педагогов и врачей.

Образование

К 2020 году не менее пяти российских университетов должны попасть в сотню ведущих в мире согласно мировому рейтингу. К 2018 году на 25 миллиардов рублей необходимо увеличить финансирование государственных научных фондов. Активнее поддерживать одарённую молодёжь.

Здравоохранение

Снизить смертность от болезней и ДТП. Отечественные лекарственные препараты на 90 процентов должны обеспечить потребности населения. Активизировать работу по формированию здорового образа жизни, борьбе с алкоголизмом, нар­команией и потреблением табака.

Рождаемость

Указ «О мерах по реализации демографической политики РФ» ставит задачу к 2018 году повысить суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений на одну женщину) до 1,753. Средняя продолжительность жизни к 2018 году должна вырасти до 74 лет.

Жилищный вопрос

К 2018 году предоставить россиянам более дешёвую ипотеку (не более чем на 2,2 процентных пункта дороже, чем индекс потребительских цен). Ипотечные кредиты должны получать до 815 тысяч семей в год. Удешевить жильё экономического класса на 20 процентов путём увеличения объёмов строительства.

Качество госуслуг

Указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» ставит высокую планку по показателям удовлетворённости граждан качеством муниципальных и госуслуг (до 90 процентов), требует кардинально улучшить ситуацию с электронными услугами, в том числе через Интернет.

Мигранты

Указом «Об обеспечении межнационального согласия» вводится обязательный экзамен по русскому языку, истории России, основам законодательства РФ для трудящихся-мигрантов за исключением высококвалифицированных специалистов.

Просмотров 454