Вводим санкции против Поднебесной?

Экономика

Московские метростроевцы предпочли украинских партнёров российским и китайским

В последние годы между российскими и китайскими предприятиями было заключено немало долгосрочных контрактов. После обострения отношений США и ЕС с Россией наша страна стала активнее налаживать экономическое сотрудничество с Китаем. К сожалению, не всегда это проходит успешно.

Эта история началась в 2012 году. Для строительства московского метро понадобились чугунные тюбинги. Как положено, был проведён тендер, который выиграла воронежская компания ОАО «Завод по выпуску тяжёлых механических прессов», сокращенно «ТМП». Объём заказа был настолько большой, что ни один российский производитель не мог его изготовить самостоятельно в столь короткие сроки (изначально контракт должен был быть исполнен за год). Поэтому победитель тендера заключил договор в рамках субподряда с крупнейшим государственным оборонным предприятием КНР — компанией YICHANG JIANGXIA MARINE MACHINERY Co., Ltd. Сумма сделки составляла почти четыре миллиарда рублей. Для его выполнения были разработаны технологии, закуплена оснастка, заказанная продукция произведена в соответствии с графиком, частично перевезена в Россию, частично находится на складах в Китае.

Тендер прошёл честно

Казалось бы, тендер прошёл, компания-победитель смогла гарантировать приемлемую цену и высокое качество выполнения работ, что особенно важно, потому что предмет договора — чугунные тюбинги для столичного метростроя. Эти детали используются для строительства наклонных тоннелей, по которым ежедневно пойдут сотни тысяч людей. Китайские партнёры должны были произвести пятьдесят тысяч тонн чугунных тюбингов и уже успели выпустить шестнадцать тысяч тонн продукции. Из них семь тысяч тонн китайский завод поставил в Россию. Чугунные тюбинги прошли «таможенную очистку», и сейчас они находятся на складах в Москве и Московской области. Без движения. Заказчик, организовавший тендер, покупать их отказывается.

Чтобы добиться исполнения контракта, воронежское предприятие направило иск в московский Арбитражный суд, первое заседание которого состоялось 8 апреля.

Без объяснения причин

Сложности у исполнителей контракта возникли уже через несколько месяцев после победы на торгах. Несмотря на существующие договорённости, заказчик стал быстро снижать объёмы закупки тюбингов. Довольно скоро он сократил их в четыре раза, а потом начал уклоняться от приёмки продукции.

А вся проблема в том, что спустя некоторое время после начала работы по контракту заказчик — «Мосинжпроект» — потребовал заменить все ранее поставленные тюбинги на российские. Ему вдруг не понравилось, что они произведены в Китае, хотя поначалу это не вызвало никаких претензий, тем более продукция полностью соответствовала техническим требованиям. Результаты многочисленных экспертиз, проведённых ведущими российскими научно-исследовательскими институтами, показали, что прочность китайской продукции превышает российские нормативы. Экспертизу проводили ОАО НПО «ЦНИИТМАШ», ЭПИ — МИСиС, ЦНИИчермет имени И.П. Бардина.

- Прекращение закупок сильно ударило по нашему предприятию, — рассказал генеральный директор ОАО «ТМП» Мераби Мерабишвили. — Нам пришлось остановить работу собственного цеха по производству тюбингов, сократить численность квалифицированного персонала, а потом мы начали поиски средств для расчётов с банками, поставщиками сырья, налоговыми и таможенными органами.

Воронежцам пришлось останавливать отгрузку из Китая. Изготовленные тюбинги и полуфабрикаты остались лежать на складах китайского завода, что привело к осложнению отношений с давним партнёром. Претензии российскому предприятию предъявил и крупнейший морской перевозчик — фирма Maersk, которого привлекли для доставки продукции в Россию.

Украинские производители — лучшие производители в мире?

— По имеющимся у нас данным, уже после подписания госконтракта заказчик переключился на закупки продукции у украинского предприятия «Днепротяжмаш», которая в отличие от нашей не проходила экспертизу на соответствие техническим требованиям заказчика, — поясняет генеральный директор ОАО «ТМП» Мераби Мерабишвили. — Более того, вызывает удивление и возмущение тот факт, что заказчик требует экспертизы только китайского производителя, совершенно не беспокоясь за качество отечественных и украинских заводов. Это, безусловно, предвзятое мнение, потому что культура производства на заводах наших китайских партнёров оценена международными сертификатами и экспертизами.

На прошедшем заседании московского Арбитражного суда юристы ОАО «Мосинжпроект» попросили провести дополнительную экспертизу тюбингов на соответствие стандарту, заявленному в технической документации. Всё бы ничего, но если они окажутся лучше заявленного стандарта, то это (читайте внимательно!) можно трактовать как нарушение условий госконтракта, то есть лучше — значит не в рамках техзадания! И это может стать формальным поводом для отказа в приёме продукции и приведёт к срыву поставок из Китая.

Стоит отметить, что после очередного заседания суда корреспондент «Парламентской газеты» решил уточнить у адвокатов ответчика: почему заказчик — ОАО «Мос­инжпроект» — в 2012 году сразу не прервал контракт с ОАО «ТМП», уж коли был уверен, что качество тюбингов не соответствует стандартам? И почему экспертиза не была заказана раньше? Но юристы не стали общаться с прессой.

Этот юридический спор показал несовершенство законодательства о госзакупках, действующего в 2012 году. В нынешнем году вступил в силу закон о государственной контрактной системе, при котором проведение закупок стало более прозрачным, и всё же он не решил многие вопросы. Уже сейчас депутаты Государственной Думы в разных комитетах обсуждают поправки в этот документ. Остаётся надеяться, что история закупок продукции для метростроя поможет внести важные коррективы в законодательство о контрактной системе.

Не стоит осложнять отношения

Партнёрство с Китаем — один из приоритетов внешней политики России. Как известно, полгода назад российские компании подписали соглашение о долгосрочных поставках нефти в Китай.

Недавно наша страна дала принципиальное согласие на продажу Китаю ракетных комплексов С-400, а сейчас идут переговоры о поставках не менее 38 миллиардов кубометров газа в Китай в течение ближайших 30 лет. Причём страны могут договориться не только о поставках сырья. Наши компании надеются получить доступ к конечному китайскому потребителю, а китайские — хотят принимать участие в освоении новых месторождений в России.

Немало проектов обсуждается и в сфере военно-технического сотрудничества, и вряд ли стоит так неосмотрительно осложнять отношения с восточным партнёром, который планомерно поддерживает позицию России в международных спорах. Тем более если речь идёт о закупках качественной продукции у уважаемого оборонного предприятия в Китае. Тем более что, судя по документам, подготовленным к началу суда, воронежский завод получил госзаказ в рамках честного состязания.

справка

Воронежский завод тяжёлых механических прессов (сегодня именуемый ОАО «ТМП»)

Свою первую продукцию выпустил в 1953 году. С 1955 года занимается поставками оборудования за рубеж.

В настоящее время ОАО «ТМП» — крупнейший завод в России, который разрабатывает, изготавливает и поставляет прессовое оборудование для горячей и холодной штамповки. Новыми направлениями деятельности предприятия являются разработка и производство оборудования для строительной индустрии и вагоноколесных мастерских, а также изготовление крупногабаритных металлоконструкций. Многолетний партнёр «Метромаша» по поставке тюбингов.

Более 12 000 прессов, автоматических прессовых линий и автоматизированных комплексов «ТМП» используются на различных предприятиях в 54 странах мира. Среди них Бразилия, Индия, Испания, Италия, Китай, США, Украина, Франция, Южная Корея, Япония.

Государственное предприятие YICHANG JIANGXIA MARINE MACHINERY Co., Ltd (YJMM)

Основано в Китае в 1970 году. Имеет сертификат системы качества ISO9001-2008. Компания уполномочена китайским правительством самостоятельно заниматься импортной и экспортной торговлей, получила государственные лицензии на проведение научно-технических исследований и изготовление технического оснащения для армии, имеет лицензии на проектирование и изготовление судов под давлением. В 2009 году завод стал лучшим предприятием провинции Хубэй, вошедшим в Американский маркетинговый центр.

YJMM входит в состав Корпорации судостроительной промышленности Китая (CSIC), которая занимается проектировкой, строительством и реконструкцией судов. Корабли, построенные на верфях корпорации, экспортируются в более чем 60 стран мира.

Компания «Мосинжпроект»

Создана в 2011 году на базе одноимённого проектного института, специалисты которого более полувека проектировали подземные коммуникации, объекты дорожно-транспортной инфраструктуры.

Сегодня «Мосинжпроект» выступает управляющей компанией по строительству 79 станций транспортно-пересадочных узлов в системе Московского метрополитена, реконструкции главной арены чемпионата мира по футболу 2018 года — стадиона «Лужники». «Мосинжпроект» реализует полный цикл работ — от проектирования до ввода в эксплуатацию объектов различного назначения.

Просмотров 702

10.04.2014 19:16