Законодательство о науке нуждается в обновлении
Неделя Федерального Собрания
Так считает сенатор Зинаида Драгункина
Накануне рассмотрения закона о реорганизации РАН о своём отношении к этому документу «Парламентской газете» рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина. Она, как автор поправок в законопроект, как никто другой знает, зачем и почему он был нужен. А как председатель профильного комитета профессионально может оценить фундамент науки - школьное образование.
- Зинаида Фёдоровна, каково ваше отношение к резонансному закону о реформировании Российской академии наук?
- Целью данного федерального закона является реформирование и оптимизация системы функционирования российской фундаментальной науки. И главное - повышение эффективности научных исследований, направленных на получение научных результатов мирового уровня.
Ещё летом председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко встречалась с президентом РАН Владимиром Евгеньевичем Фортовым, президентом РАМН Иваном Ивановичем Дедовым, с теми сенаторами, которых беспокоил вопрос реформирования РАН.
Комитет сопровождал законопроект с момента его внесения в Государственную Думу, участвовал в обсуждениях с научным и экспертным сообществом, принимал активное участие в работе межфракционной рабочей группы Госдумы. Буквально накануне рассмотрения закона на заседании комитета мы с коллегами принимали участие во встрече первого заместителя председателя Совета Федерации Александра Порфирьевича Торшина с представителями профсоюзов РАН. Первоначальная редакция имела ряд серьёзных недостатков и нуждалась в существенной доработке, что и было сделано поправками в закон. Удалось решить проблему региональных отделений. В принятом Государственной Думой в третьем чтении законе закреплён их правовой статус в качестве федеральных государственных бюджетных учреждений. Таким образом, региональные отделения получают самостоятельность при контроле РАН над их деятельностью: они будут иметь собственный бюджет и широкие полномочия. При этом РАН будет являться главным распорядителем бюджетных средств в отношении его региональных отделений. Кроме того, в структуре Российской академии наук сохранены региональные научные центры.
Реформа РАН назрела давно. Необходимость реформирования признают все стороны, в том числе и сама Aкадемия. Но делать это надо так, как сказал наш президент - не разрушать, а созидать. Поэтому вместе с предложением одобрить данный федеральный закон наш комитет также предложил Совету Федерации (и такое решение было принято) обратиться к Правительству с рекомендацией создать рабочую группу для разработки проекта положения об агентстве, включив в её состав сенаторов, депутатов и представителей Российской академии наук. Комитету предстоит осуществлять мониторинг практики применения данного федерального закона и в случае необходимости вносить предложения по его совершенствованию.
Мне кажется, следующий шаг, и это очень важно, - необходимость обновления законодательства о науке, над чем мы подумаем все вместе.
- С 1 сентября вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Чем, как вы считаете, был примечателен в этом году День знаний?
- Важно, что в год 20-летия Конституции РФ практически во всех школах нашей страны состоялся Всероссийский открытый урок, посвящённый этой дате. В его проведении самое активное участие приняли члены Совета Федерации. Сенаторы посетили школы в своих регионах и рассказали учащимся о становлении российской государственности, истории Конституции РФ, развитии парламентаризма, деятельности палат Федерального Собрания.
Многие коллеги также приняли активное участие в августовских педсоветах. В целях реализации нового закона все регионы получили рекомендации Минобрнауки по приведению в соответствие с ним регионального законодательства, по организации информационной и методической поддержки. Подготовлены также методические разъяснения о переименовании образовательных учреждений, плате, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, об установлении требований к одежде обучающихся и другие.
- Кстати, о введении школьной формы. Вы поддерживаете это решение?
- Всегда поддерживала и поддерживаю эту норму, так как считаю, что она позволяет решить ряд проблем, возникающих на социальной, этнокультурной, конфессиональной почве. Я сама в этом году помогала подобрать школьную форму своим внукам - учащимся первого, седьмого и девятого классов. Мы выбрали очень хорошую форму тамбовской и липецкой фабрик. Уверена, она и по качеству, и по дизайну не уступит лучшим зарубежным аналогам. При этом, покупая отечественную школьную форму, мы поддерживаем российского производителя.