Стоп-кран для алколюбителя
Социум
Пьяных водителей отправят на принудительное лечение
По данным ГИБДД, количество аварий по вине нетрезвых водителей на протяжении шести последних лет остаётся неизменным — 8-10 тысяч в год. Все попытки законодательного насаждения сухого закона для автолюбителей не дали видимых результатов: как пили, так и пьют. Ни штрафы, ни лишение прав их не останавливают. Налицо алкогольная зависимость, считает главный нарколог Минздрава Евгений Брюн и предлагает законодательно обязать пойманных в нетрезвом виде за рулём проходить курс лечения.
А нам Путин разрешил
По словам медиков, проводящих освидетельствование, если раньше водители, которых привозили на экспертизу, оправдывались принятым лекарством, глотком тёплого кваса или перебродившим кефиром, то с первого сентября спокойно заявляют: «Да… пригубил, так ведь Путин разрешил».Новая норма при определении состояния опьянения водителя в 0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха привела к тому, что эту цифру многие расценили как смягчение законодательства. И принялись азартно подсчитывать, сколько можно выпить в граммах без опасения за своё водительское удостоверение.
- Нисколько, — говорит, как режет, заведующая кабинетом медицинского освидетельствования Московского научно-практического центра наркологии Елена Кузнецова. — Этот показатель лишь определяет погрешность, которую может допустить измерительный прибор. Выпивать по-прежнему нельзя.
Таких кабинетов в Москве всего восемь. В сутки через них проходит от 200 до 400 человек. Настоящих буйных мало: водители, как правило, ведут себя спокойно, терпеливо дожидаясь своей очереди «продуться». Кто-то пытается шутить, кто-то демонстрирует полное безразличие к «пустой формальности», всем своим видом показывая, что греха за ним нет. Но прибор не обманешь. Очередной балагур выдувает цифру 0,6 и грустнеет на глазах. Пока заполняют протокол, узнаю у сопровождавших его инспекторов, что прав выпивоху лишили ещё в прошлом году, однако потенциальный убийца упорно лезет за руль.
- Такой убьёт и даже не поймёт, в чём его вина, — вздыхает Елена Кузнецова, которая за много лет работы насмотрелась здесь всякого. — Страшно становится от одной мысли, что он через несколько дней опять решит покататься пьяным по городу.
Выпил — за парту
Специалисты-наркологи уверены, что дисциплинарные меры в отношении нетрезвых водителей малоэффективны.- Если человек, зная, что нарушает закон, идёт на это, значит, у него есть сильный мотив или он не способен оценить ситуацию критически, — делает вывод заместитель главного врача по медицинской части клинического филиала МНПЦ наркологии Пётр Балашов. — Одно это даёт повод думать о нём как о вероятном пациенте наркологического учреждения.
По его словам, довольно значительная часть нарушителей сухого закона за рулём — это люди, имеющие зависимость и нуждающиеся в лечении. Ужесточение административного наказания за езду в нетрезвом виде не может их избавить от вредной привычки.
- В прошлом году в Москве были задержаны 3696 человек, которые сели за руль в алкогольном или наркотическом опьянении, — говорит главный нарколог Минздрава Евгений Брюн. — Все эти люди были лишены прав и исчезли из поля зрения и ГИБДД, и ФСИН, и у нас они никогда не появятся. Кто-то должен их контролировать!
Суть предложений Евгения Брюна, активно поддерживаемых Минздравом, такова: суд лишает выпивоху прав и направляет на обязательный профилактический курс (длительность которого определяется тяжестью нарушения) в наркологическое учреждение. Здесь его обследуют и сажают за парту слушать лекции о вреде алкоголя. Раз в месяц «ученик» сдаёт анализ, по результату которого врачи поймут, продолжает ли он «злоупотреблять» или встал на путь исправления. После этого специалисты пишут заключение для ГИБДД, в котором указывают, что гражданин прошёл профилактический курс, лишнего себе не позволял и заслуживает возвращения ему прав.
Если окончательно решить вопрос пьянства за рулём такими мерами вряд ли можно, то снизить тенденцию мы вполне в состоянии, уверен Евгений Брюн.
- Есть люди, которые даже под страхом смерти не откажутся покататься на автомобиле пьяными. Уговорами с ними ничего не поделаешь, так как это уже психически больные люди. Они нуждаются в лечении и строгом контроле, чего сейчас, к сожалению, нет. Но большинство правонарушителей всё же не законченные алкоголики и вполне поддаются коррекции. Их-то и нужно привести в чувство.
мнения
Вячеслав Лысаковпервый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора»:
«Мы уже разрабатываем норму, согласно которой человек, задержанный за вождение в нетрезвом виде, обязан стать на учёт в наркологическом диспансере. Да, за пьянство за рулём он и так лишается прав, но существуют медицинские показатели, по которым человек не может быть допущен к вождению, и алкоголизм один из них. Так что это не избыточное наказание. Эта мера нужна для того, чтобы алкоголизм, если он есть у водителя, мог быть выявлен. Ведь если кто-то им страдает, возвращать права такому человеку, пока он не пройдёт положенный курс лечения, нельзя. Это всего лишь защита прав окружающих, защита прав других участников дорожного движения».
Александр Старовойтов
заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту:
«У нас медицинские справки продаются направо и налево. Так что мне кажется, что данная мера будет не очень эффективной. Кроме того, совсем необязательно, что люди, которые попадаются пьяными за рулём, — это какие-то запойные алкоголики.
Я не понимаю, каким образом врачи-наркологи смогут препятствовать этому явлению. Ведь даже если человек будет стоять на учёте и ходить куда-то для галочки — перевоспитывать его уже поздно. Читать лекции о вреде алкоголя нужно со школьной скамьи. Может быть, это не помешает делать в автошколах, когда люди сдают на водительские права».