По пустынной трассе с ветерком
Неделя Федерального Собрания
В России сейчас существует несколько платных дорог. Рекордсмен — Псковская область, где их четыре: Остров-Вышгородок — граница с Эстонией (300 рублей с легковой машины за 62 км пути), граница с Эстонией — Печоры — Старый Изборск (150 рублей за 23 км), Опочка — Дубровка — граница с Белоруссией (220 рублей за 82 км) и Ольша — Велиж — Усвяты — Невель (200 рублей за 58 км). При этом с машин, зарегистрированных в Псковской области, деньги не берут.
Также есть два платных участка на трассе «Дон» - на выезде из Москвы (30 рублей за 20 км) и в Липецкой области (60 рублей за 47 км). Со дня на день на этой магистрали начнут взимать деньги ещё на двух отрезках в Тульской области: около Богородицка (50 рублей за 35,5 км) и Ефремова (50 рублей за 35,8 км).
А единственная пока внутригородская платная трасса находится в Петербурге - это Западный скоростной диаметр. Проезд по его южному участку (8,5 км) стоит 30 рублей днём и 10 ночью.
Сейчас работают два участка ЗСД из трёх - Южный и Северный. Центральный едва начал строиться - он должен быть готов к 2016 году. Кстати, именно его и возводят частные инвесторы: он самый сложный и дорогой, пройдёт по островам Невской губы и акватории Финского залива, так что в основном это мосты и эстакады. Существующие отрезки над сушей сделаны за счёт средств бюджета, однако проезд по Южному участку длиной 8,5 км - платный. Как объяснили власти, чтобы инвестор мог содержать то, что уже готово. А вот Северный отрезок протяжённостью 26,4 км, который открыли в начале августа, ещё бесплатный.
Ночью по Южному участку ЗСД мало кто ездит: параллельно идут городские трассы-дублёры - Митрофаньевское шоссе и Кубинская улица. По две-три полосы в каждую строну, светофоров немного, добраться от Кольцевой автодороги до Обводного канала по ним можно минут за десять. Другое дело днём, когда в Петербурге пробки.
В девять утра на юге Петербурга заторов много. Толкаются и Кубинская с Митрофаньевским шоссе. И чем ближе к Обводному каналу, тем движение плотнее. Дыша выхлопными газами, проехать этот маршрут удалось за пятьдесят минут. То есть средняя скорость - 12 километров в час, не быстро. И то повезло: по пути не встретилось ни одного ДТП. Потому что если в автодавке кто-то кого-то поцарапает, то пиши пропало: гаишники доберутся до места аварии нескоро.
Тот же путь в это же время, но через ЗСД ожидаемо оказался быстрее. Трасса широкая и гладкая, ни резких поворотов, ни перекрёстков, разрешённая скорость - 110 километров в час. Всё почти, как в Европе: разделительные полосы, дорожные знаки с переменной информацией, световые табло.
Затор на ЗСД оказался только один - перед пунктом оплаты. Но небольшой, всего на минуту: деньги с автолюбителей здесь собирают уже не первый год, так что люди приучились и мелочь заранее готовить, и к окошку кассы поближе подъезжать. Два левых проезда - только для машин с транспондерами, специальными картами под лобовым стеклом, с которых оплата считывается автоматически. Там, естественно, ни намёка на пробку. В общем, путь по Южному участку ЗСД занял всего шесть минут - с ветерком, но, как ни странно, по почти пустой дороге. На той же Кольцевой в это время движение намного интенсивнее.
Казалось бы, каждый ценящий своё время водитель должен предпочитать именно ЗСД. Но он почему-то томится в пробках на Митрофаньевском и Кубинской. Парадокс? Вовсе нет.
Пока не построен центральный участок, южная часть ЗСД упирается в Обводный канал. И как назло, в самые его задворки. Приходится двигаться в сторону основных петербургских магистралей - в общем потоке, к которому присоединяются машины из близлежащих районов. В итоге - всё равно надо стоять в пробке. Из-за неё реальный выигрыш по времени едва превысил десять минут. Стоит это тридцати рублей? Судя по пустынности ЗСД, большинство петербургских водителей считают, что нет.
А вот что произойдёт, когда Диаметр построят полностью, можно только догадываться. Конечно, по нему пересечь город с Юга на Север можно будет минут за 15-20. Но сколько это будет стоить? В офисе компании «Западный скоростной диаметр» даже прогнозы на эту тему стараются не озвучивать.
- Общая протяжённость ЗСД составит 47 километров, - прикинул бывший руководитель дорожно-строительной компании Борис Карманов. - Чтобы за тридцать лет окупить затраты инвестора, а это 107 миллиардов рублей, нужно, чтобы ЗСД зарабатывал около 10 миллионов в день. Если проезд будет стоить рублей сто, а эту сумму, как мне кажется, многие водители готовы заплатить, то для окупаемости проекта достаточно ста тысяч автомобилей в сутки. Это реально - ведь ещё год назад по короткому платному участку ЗСД проезжало по 40-50 тысяч машин в день.
Однако петербуржцы опасаются, что цена превысит сто рублей.
- Лично я тогда по ЗСД буду ездить только в крайнем случае, - усмехнулся Борис Карманов.