Владимир Забаровский: Не позволим глумиться над памятью жертв войны!
Ко Дню Победы
Главный немецкий телеканал ЦДФ показал недавно трёхсерийный художественный фильм «Наши матери, наши отцы» о Второй мировой войне. Эта скандальная картина возмутила многих людей не только в Российской Федерации, но и в странах Европы. Создатели ленты обвинили народы СССР в пособничестве нацистам и зверствах на своей территории и землях Германии. А настоящими жертвами и героями Второй мировой войны представили солдат вермахта…
Мы попросили высказать свою точку зрения на данный фильм исполнительного директора Российского военно-исторического общества, директора Центрального музея Великой Отечественной войны, заслуженного работника культуры Российской Федерации Владимира Забаровского.
- Владимир Иванович, Вас только что назначили исполнительным директором Российского военно-исторического общества. Это, по сути, Ваше первое интервью в новой, весьма ответственной должности. Что Вы думаете о нашумевшей ленте немецких кинематографистов?
- Фильм «Наши матери, наши отцы», показанный по телевидению ФРГ в марте этого года, смогли посмотреть также многие пользователи Интернета и у нас в стране, и в Европе. Картина вызвала резко негативный общественный резонанс. Созданная по Указу Президента Российской Федерации Владимира Путина от 29 декабря 2012 года № 1710 Общероссийская общественно-государственная организация «Российское военно-историческое общество», учредительный съезд которой состоялся в Центральном музее Великой Отечественной войны 14 марта этого года, выступила с Заявлением, в котором осудила попытки фальсифицировать историю Второй мировой войны, в превратном свете представить поведение советских воинов на территории Германии, а солдат вермахта изобразить борцами с коммунизмом, а не с нашим народом, страдающим от преступлений эсэсовцев, подкарауливающих русских старух.
На наш взгляд, основной задачей фильма является реабилитация немцев, воевавших во Второй мировой войне, культивирование сформированного в годы «холодной войны» в сознании западного обывателя образа советского воина-освободителя как жестокого варвара. Авторы картины сели на любимый конёк отдельных западных историков - изнасилование немецких женщин русскими солдатами. Кадры ленты «впечатляют» - советские солдаты врываются в немецкий госпиталь. Хладнокровно добивают раненых. Хватают медсестру и тут же среди мертвых тел немецких солдат пытаются её изнасиловать.
Усилиями кино и средств массовой информации на Западе сегодня создаётся совершенно искажённая картина действительности того времени. Красная армия выставляется как банда насильников и убийц, причём рассказами о «массовых зверствах» советских военнослужащих в побеждённой Германии потчуют не только европейского обывателя, но и российского. Как тут не вспомнить министра пропаганды фашистской Германии Геббельса: «Чем больше ложь, тем скорее в нее поверят»…
Будь моя воля, я бы пригласил создателей фильма к нам в музей, провёл с ними экскурсию по главной военно-исторической экспозиции «Подвиг и Победа великого народа», её центральному разделу «Трагедия народов (оккупационный режим: политика и практика)». Пусть воочию убедились бы в документальных свидетельствах неслыханной жестокости и диких зверств гитлеровцев на оккупированной территории. Может, тогда спала бы у них пелена с глаз…
Жестокость поведения солдат вермахта на захваченных территориях СССР целенаправленно прививалась германским военным командованием каждому солдату. Вспомним знаменитую «Памятку немецкого солдата»: «У тебя нет нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым спасешь себя от гибели, будущее своей семьи и прославишься навек». И убивали. Без жалости и сострадания. Не останавливаясь ни перед чем.
Недавно сотрудники нашего музея работали с рассекреченными материалами Центрального архива ФСБ России, касающимися истребительной политики нацистов на оккупированной территории Смоленской области. Перед ними открылись новые страницы чудовищных злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
Хочу дословно привести документ, представленный на Смоленском процессе над немецкими военными преступниками. Как обращались с советскими военнопленными в концлагере № 126, рассказал Эрих Мюллер, ефрейтор 3-й роты 335-го охранного батальона: «Считалось, что русский — получеловек, дикарь, поэтому всякая жестокость по отношению к русским не только оправдывалась, но и поощрялась. Их избивали, гоняли на самые тяжёлые работы, а при малейшем признаке неповиновения расстреливали… Лично я убил не менее 30 советских военнопленных. Между солдатами возникло соревнование — кто больше убьёт. Поэтому в русских стреляли по малейшему поводу… За два месяца моей службы в лагере, то есть за декабрь 1941 года и январь 1942 года, погибло не менее 4 тысяч человек. Командование батальона всячески поощряло солдат, наиболее активно участвующих в истреблении русских. Например, командир батальона подполковник Ширштедт неоднократно выносил благодарность «за образцовую службу» командиру отделения унтер-офицеру Вайсу, а также мне…».
Вот она, страшная правда жизни. А что мы видим в фильме? Чистенькие, ухоженные физиономии солдат вермахта, их вальяжные рассуждения с претензией на благородство и умиления русской природой, наивно-трогательные взгляды при виде страданий русских детей. Не вероломные и беспощадные варвары, сеющие на своем пути смерть и разрушения, а сущие ангелы. Режиссер и его команда бессовестным образом, вызывающе оскорбительно для всего человечества исказили историческую правду о войне, поставив все с ног на голову.
- Что делается сегодня Российским военно-историческим обществом, Центральным музеем Великой Отечественной войны для того, чтобы дать отпор фальсификаторам истории минувшей войны, показать нацистские преступления против человечности?
- Российское военно-историческое общество делает первые шаги в своей деятельности. Но уже сейчас можно говорить о масштабности и содержательности проектов, программ, реализация которых позволит нам эффективно вести информационную, научную, разъяснительную работу по утверждению исторической правды о минувшей войне, патриотическому воспитанию граждан России.
Центральный музей Великой Отечественной войны является главным хранителем памяти о трагедии и подвиге в годы Великой Отечественной войны. Благодаря проведённой работе только за последние годы нами были созданы масштабные внутрироссийские и зарубежные экспозиционно-выставочные проекты. Среди них - постоянная военно-историческая экспозиция музея «Подвиг и Победа великого народа», российская экспозиция в Государственном музее «Аушвиц-Биркенау» (Польша, г. Освенцим). С 2010 года в музее действует зарубежный передвижной вариант выставки «Трагедия народов», которая уже экспонировалась в Страсбурге и Софии. В прошлом году совместно с Брянским областным краеведческим музеем была открыта выставка «Памяти сожжённых деревень России».
Многочисленные материалы выставки в «Аушвиц-Биркенау» обличают беспрецедентно бесчеловечные действия гитлеровцев по отношению к заключенным лагеря смерти — полякам, евреям, цыганам, русским, украинцам, представителям других национальностей. Их не считали за людей, истязали, унижали, испытывали на них средство массового уничтожения - газ «Циклон Б».
Вот как выразила свои чувства на церемонии открытия выставки бывшая несовершеннолетняя узница Освенцима, ставшего символом человеконенавистнической политики гитлеровского режима, Ксения Максимовна Ольхова: «Жуткие воспоминания о времени, проведённом в концлагере, сопровождают меня всю жизнь. До сих пор во сне часто вижу одно и то же — все эти ужасы, надзиратели, стрельба, восстание… Никто из детей не плакал, даже самые маленькие, за плач строго наказывали… Неоднократно детей водили в санчасть, где проводились медицинские исследования, брали кровь, после этого некоторые дети теряли сознание, они уже не возвращались в барак… Потеряв счёт дням и часам, я от усталости мечтала о скорейшем конце — о смерти».
Художественное воображение авторов фильма «Наши матери, наши отцы» явно гипертрофировано. Непонятно только, зачем им надо было утруждать себя в поисках очевидного ответа на вопрос — кто виноват в жестокостях войны? Не лучше было бы обратиться к первоисточнику - хотя бы к вышеприведенным свидетельствам. И тогда не пришлось бы правду называть ложью, и наоборот.
Как тут не согласиться с Председателем Государственной Думы Сергеем Нарышкиным, который при открытии выставки в Аушвице отметил: «Чем дальше от нас становятся события Холокоста и Второй мировой войны, тем важнее сохранять свидетельства о них. В первые послевоенные годы было даже трудно представить, что появятся те, кто будет обелять нацистов, их пособников и их преступления против человечности. Но, к сожалению, мы и сегодня знаем такие примеры. И они не могут оставлять нас равнодушными».
Одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны - судьба миллионов советских военнопленных. По разным оценкам, через фашистские лагеря прошли от 4 миллионов 559 тысяч до 5 миллионов 700 тысяч военнослужащих Красной армии, из которых более 60 процентов погибли. Только в «Аушвице» сгинуло примерно 100 тысяч советских граждан.
Варварское уничтожение мирных жителей в соответствии с гитлеровским планом «Ост» проводилось во всех республиках СССР, подвергшихся вражескому нашествию. Всего было преднамеренно истреблено мирного населения на оккупированной территории более 7,4 миллионов человек.
Из общего числа советских граждан, насильственно вывезенных на работы в Германию, более 2 миллионов человек погибли и умерли в фашистской неволе. Причинами высокой смертности среди остарбайтеров являлись каторжный труд, плохое питание и жестокие наказания за малейшие отклонения от лагерного режима.
Массовые злодеяния гитлеровцев на территории нашей страны нашли отражение и в материалах музейной выставки «Памяти сожжённых деревень России», посвященной трагедии брянской деревни Хацунь. Эта деревня стала одной из первых жертв гитлеровского геноцида на советской земле. Её судьбу повторили ещё 12 населённых пунктов Брянской области. На рассвете 25 октября 1941 года Хацунь окружили каратели. Во время обыска в некоторых домах было найдено оружие. Командовавший немцами старший лейтенант Эйлеман отдал приказ о расстреле всех обнаруженных здесь людей. Фашисты согнали в одно место жителей Хацуни и соседних населенных пунктов, беженцев из Брянска и расстреляли их из пулеметов. Среди расстрелянных, по отчёту немецкого офицера, руководившего расстрелом, было 60 детей в возрасте от 2 до 10 лет. По сведениям тех, кто проводил захоронение, было уничтожено более 318 человек. Всего же за годы оккупации только на Брянщине было уничтожено около 930 деревень, погибли тысячи мирных жителей.
И это тоже цивилизованные меры представителей «высшей расы» по установлению «нового порядка» на оккупированных территориях СССР? Разве создатели фильма-провокации не знали об этом? Почему тогда не показали жуткие картины расстрела своими соотечественниками наших детей и стариков?
- Советский солдат спас человечество от «коричневой чумы». В сознании большинства прогрессивных людей мира его подвиг ассоциируется с образом воина-победителя, воина-освободителя. А в немецкой ленте он представлен варваром, насильником…
- Что тут говорить - валят с больной головы на здоровую. Чудовищная фальсификация! Конечно, нельзя говорить, что фактов негуманного отношения к мирным жителям Германии вовсе не было. Но они рассматривались нашими командирами как чрезвычайное происшествие. Имевшиеся факты насилий и бесчинств по отношению к немецкому населению объявлялись преступными и недопустимыми, а виновных в них лиц предавали суду военного трибунала вплоть до расстрела.
Как мы знаем, 19 января 1945 года Сталин подписал специальный приказ «О поведении на территории Германии», который гласил: «Офицеры и красноармейцы! Мы идём в страну противника. Каждый должен хранить самообладание, каждый должен быть храбрым… Оставшееся население на завоёванных областях, независимо от того немец ли, чех ли, поляк ли, не должно подвергаться насилию. Виновные будут наказаны по законам военного времени. На завоёванной территории не позволяются половые связи с женским полом. За насилие и изнасилования виновные будут расстреляны». Приказ был доведён до каждого солдата. В директиве Ставки Верховного Главнокомандования от 20 апреля 1945 года содержался приказ «изменить отношение к немцам, как к военнопленным, так и к гражданским. Обращаться с немцами лучше».
Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский вспоминал: «Ещё задолго до вступления на территорию фашистской Германии мы на Военном совете обсудили вопрос о поведении наших людей на немецкой земле. Столько горя принесли гитлеровские оккупанты советскому народу, столько страшных преступлений совершили они, что сердца наших солдат законно пылали лютой ненавистью к этим извергам. Но нельзя было допустить, чтобы священная ненависть к врагу вылилась в слепую месть по отношению ко всему немецкому народу. Мы воевали с гитлеровской армией, но не с мирным населением Германии. И когда наши войска пересекли границу Германии, Военный совет фронта издал приказ, в котором поздравлял солдат и офицеров со знаменательным событием и напоминал, что мы и в Германию вступаем как воины-освободители. Красная Армия пришла сюда, чтобы помочь немецкому народу избавиться от фашистской клики и того дурмана, которым она отравляла людей. Военный совет призывал бойцов и командиров соблюдать образцовый порядок, высоко нести честь советского солдата».
Немецкий художественный фильм «Наши матери, наши отцы», безусловно, играет на руку тем, кто сознательно переставляет акценты в истории Второй мировой войны, возбуждает отрицательные эмоции в отношении нашей армии-освободительницы, фабрикует её негативный образ, внедряемый в массовое сознание.
Мы считаем появление подобных картин глумлением над памятью многомиллионных жертв национал-социализма, попытками реабилитации фашизма, подрыва основ мира и безопасности в Европе и на всей планете.
Хотел бы обратиться к российской общественности, ветеранским организациям, военным историкам, писателям, журналистам, сценаристам и режиссерам: нельзя оставаться равнодушными и пассивными по отношению к появлению таких тенденциозных и опасных кинокартин. Призываю всех к активным, продуктивным действиям по отпору фальсификациям истории Великой Отечественной войны. Надо решительно противопоставить циничной лжи подлинную правду. Пришло время создания новых масштабных и общественно значимых художественных и документальных произведений литературы и кино, посвящённых великому подвигу нашего народа в годы минувшей войны.
За последние 20 лет в России практически не создано ни одного документального или художественного фильма, ярко и убедительно раскрывающего благородный образ советского солдата, принесшего избавление жителям оккупированных территорий нашей страны и многих государств Европы от «коричневой чумы». Более того, находятся ещё доморощенные деятели от кино и телевидения, которые намеренно или по недомыслию искажают историческую правду в показе минувшей войны.
Приближается День Победы. Яркий праздник единения тех, кто 68 лет назад добыл Великую Победу, и тех, кто по праву унаследовал подвиги своих славных предков. Не забыть, не потерять это бесценное наследие — в этом наш святой долг перед памятью воинов-защитников, воинов-освободителей.
Пользуясь случаем, сердечно поздравляю читателей «Парламентской газеты» с предстоящим праздником 9 мая. Приглашаю всех к нам в музей на мероприятия, посвященные этой великой дате.
Беседу вел Александр Клепиков
Ещё материалы: Владимир Забаровский