«Добрая память»… по старикам из СС

«Добрая память»… по старикам из СС

Юрий Виноградов

К сожалению, в Риге стали уже привычными и марши легионеров СС с их приспешниками, ежегодно проходящие 16 марта, и протесты антифашистов, приезжающих в этот день в Латвию со всей Европы и из Израиля.

Ничего не меняется. Разве что эсэсовцев всё меньше — старики умирают, а поддерживающей их националистически настроенной молодёжи всё больше. Тревожная тенденция.

Вот и сейчас 16 марта произошло традиционное противостояние. Антифашисты во время акции легионеров СС транслировали через усилители звук сирен, «Бухенвальдский набат», зачитывали список преступлений нацистов, а полиция старалась не допустить прямого столкновения. А потом депутат Сейма Янис Домбрава, представляющий Национальное объединение, потребовал отставки министра внутренних дел, так как своими, как он сказал, «звуковыми эффектами» антифашисты нарушали права участников акции.

И почитатели нацистов плевать хотели на международное общественное мнение. И неважно, что до 2000-го года власти республики были «за» легионеров СС, и их день был официальным памятным, а сейчас под давлением извне власти как бы против, и даже в Сейме в канун очередного шабаша отклонили предложение Национального объединения снова сделать день легионера праздничным (заодно хотели объявить 9 мая днем траура). Акции эсэсовцев всё равно ведь проходят.

При гласной неподдержке мероприятий ветеранов СС со стороны властей чувствуется негласная поддержка. Ведь Национальное объединение входит в правящую коалицию, значит, правящая правоцентристская партия «Единство» во главе со спикером Сейма Солвитой Аболтиней мирится с ксенофобской пронацистской идеологией партнёров по коалиции. А уж эти партнёры не скрывая поддерживают легионеров СС.

Да впрочем, не только они. Президент Латвии, бывший советский партийный работник Андрис Берзиньш заявил, что безрассудно считать легионеров СС преступниками, и призвал склонить перед ними головы. Правда, в аргументации за «добрую память» об эсэсовцах он запутался. С одной стороны, он сказал, что в легион призывали в принудительном порядке (заметим, правда, что поначалу это эсэсовское национальное формирование называлось «добровольческим»). А с другой заявил, что легионеры СС боролись за независимость страны. Но как же можно бороться за свободу в принудительном порядке, да ещё на стороне агрессора?

В МИД Латвии утверждают, будто у молодых латвийских парней не было выхода кроме вступления в ряды СС, потому что их призывали. Но они и без СС активно принимали участие в полицейских батальонах и уничтожали ещё до создания легиона мирных жителей на территории России и Белоруссии, поголовно истребляли евреев.

- А в соседней Литве гитлеровцам так и не не удалось создать эсэсовские национальные подразделения, ни добровольные, ни принудительные, - уточняет в беседе с корреспондентом «Парламентской газеты» политолог Юрий Долинский, специализирующийся на прибалтийской тематике. - Да, и там были пособники нацистов, проявившие свою человеконенавистническую сущность, они почти поголовно уничтожили еврейское население республики. Но было ли характерно пособничество нацистов всему населению Литвы? Нет. Попытка массовой мобилизации литовских парней в СС провалилась. Не помогли оккупационной власти ни аресты представителей интеллигенции, ни массовые обыски, ни закрытие Вильнюсского университета. О гитлеровских репрессиях в отношении литовской интеллигенции рассказывает книга «Лес богов» известного писателя Балиса Сруоги. Правда, уровень гитлеровских репрессий в Литве не идёт ни в какое сравнение с нацистским геноцидом на территориях Белоруссии, России, но мы сейчас не об этом, а о том, что литовцы оказали пассивное сопротивление несмотря на прогерманскую ориентацию так называемой элиты, и нацистам не удалось создать там формирования СС, а в Латвии удалось.

- И это разрушает аргументацию защитников латвийских эсэсовцев как жертв гитлеровского режима?

- Конечно. Да они сами себя разоблачают. На днях депутат Сейма Латвии, один из лидеров Национального объединения Янис Домбрава так описал своё восприятие истории «глазами легионера». Естественно, крайне негативно - «советскую оккупацию», как называют здесь весь советский период. А вот нацистскую, можно сказать, с ностальгией. «Чужие солдаты ведут себя по-дружески, культурно и вежливо, - как бы вспоминает он. - Этот режим явно не выступает против латышей, хотя вовлекает их в отдельные строительные работы». И поразительный пассаж о Холокосте, массовых убийствах своих же сограждан, но не латышей, представителей еврейского населения Латвии: «Новый чужой режим далеко не идеален. Он спешит возложить всю ответственность на одно национальное меньшинство и вводит странные нашивки на их одежде, но особенности этой пропаганды не кажутся вам значительными…» Замечу: в Латвии как и в Литве убили почти всех евреев — тех, кто не успел сбежать. Те, кого сослали перед войной в Сибирь, выжили, но историков, публицистов, которые напоминают об этом, в Риге поливают грязью. Да впрочем, что тут говорить: сами же пособники нацистов, ещё за два года до создания Латышского легиона СС сожгли в Риге синагогу вместе с людьми — она была переполнена…

- Тут и возникает вопрос по поводу утверждения президента Берзиньша о том, что эсэсовцев нельзя называть преступниками. Они будто бы только честно сражались за свободу…

- Это циничное лукавство. Загляните в интернет - там полно фактов, документов. В феврале-марте 1943 года на территории Белоруссии и России у границы с Латвией была проведена нацистская карательная операция под названием «Зимнее волшебство». А «волшебство» было такое: каратели сожгли более 430 деревень, уничтожили тысячи мирных жителей. В операции принимали участие латвийские полицейские, позже составившие костяк легиона СС. А среди примеров «храбрости» латышских эсэсовцев в борьбе за свободу такой эпизод: в начале 1945 года именно они сожгли живьем в овине в польской деревне Подгае около 80 пленных солдат Войска Польского. Так же как евреев в синагоге.

- Но их защитники всё равно утверждают, будто эти ветераны лишь сражались с советскими войсками, а доказать вину каждого конкретного эсэсовца невозможно. Это как в истории с известным «охранником Саласпилса» Конрадом Калейсом — латышский суд всё время требовал доказать его конкретную вину - где когда кого он убил. А так, мол, просто ходил с винтовкой по лагерю. Но может быть уже и не стоит обращать внимания на этих стариков из СС? Сколько их осталось?

- Дело не в них. Их осталось, судя по последнему исследованию, всего 75. Дело в идеологии, которую пытаются насаждать их сторонники, переписывающие историю, приравнивающие Гитлера и Сталина, да и вообще симпатизирующие Гитлеру, возлагающие вину за Вторую мировую войну на СССР. Один из ещё живущих бывших эсэсовцев Роберт Элексис утверждал недавно, что «латышские легионеры боролись за свободу своей земли, за свои дома и семьи, за жизни своих близких и своего народа». А его идеологический наследник, депутат Сейма Латвии Райвис Дзинтарс в феврале сказал: «9 мая каждый год напоминает нам, что мы всё ещё в опасности». Он прямо говорит, что «здесь до сих пор живёт огромное количество врагов Латвии», имея в виду русскоязычное население, в том числе граждан республики. И эта ксенофобская, человеконенавистническая нота звучит ясно и громко. И что особенно тревожно: последний соцопрос показал, что 45 процентов экономически активных жителей Латвии поддерживают идею вернуть в список памятных дат 16 марта — день легионера СС.

- Значит, идеология эсэсовцев берёт в Латвии верх?

- Социологические исследования нередко дают противоречивые результаты. Ну вот, недавно, например, выяснилось, что 57 процентов участников другого опроса назвали хорошими советские времена. И вопрос действительно в этом: чья идеология возьмёт верх - поклонников эсэсовцев или победителей фашизма? Власти Латвии вроде бы как пытаются учесть мнение международной общественности, но их позиция, мне кажется, лукава…

Из Риги

Ещё материалы: Юрий Виноградов

Просмотров 912

18.03.2013 17:47



Загрузка...

Популярно в соцсетях