Электромобили отправятся по России

Росатом разрабатывает универсальную платформу для электротранспорта

Тема: Петербургский международный экономический форум — 2024

17.06.2024 08:00

Автор: Ксения Суворова

Электромобили отправятся по России
  © Алексей Башкиров/газета «Страна Росатом»

На Петербургском международном экономическом форуме особое внимание было уделено новым технологиям, в том числе развитию экологичного автотранспорта. Так, Росатом на площадке подписал соглашения о развитии электромобильности в Новосибирской области и зарядной инфраструктуры для зарядки электрокаров в Челябинской. Кроме того, госкорпорация уже разрабатывает универсальную платформу — основу для электрокаров.

Развитие отрасли по производству электромобилей в России сегодня является одним из приоритетных направлений стратегической политики. Согласно концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации, объем потребления новых электромобилей в 2030 году может превысить 250 тысяч единиц. В то время как в 2023 года общее количество легкового транспорта такого вида, по данным ГИБДД, достигло всего 40 тысяч.

«Развитие электротранспорта — это национальная задача, реализация которой станет естественным драйвером укрепления технологического суверенитета страны в области автомобильной промышленности. Это будет иметь комплексный эффект для экономики наших регионов, «вытягивая» ряд смежных отраслей», — отметила президент Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» Наталья Никипелова.

Формирование новой отрасли по электромобильности стимулирует развитие смежных отраслей экономики, в том числе микроэлектроники, беспилотных и аккумуляторных технологий, металлургии, искусственного интеллекта и других. Поэтому участие в создании элетромобилей и его ключевых элементов принимают не только производители автотранспорта, но и лидеры атомной отрасли.

Соглашение в области развития электрического общественного транспорта с Правительством Калининградской области. Подписанты: Никипелова Наталья Владимировна, президент АО «ТВЭЛ»; Беспрозванных Алексей Сергеевич, временно исполняющий обязанности Губернатора Калининградской области; Камашев Александр Сергеевич, генеральный директор ООО «РЭНЕРА». © Алексей Башкиров/газета «Страна Росатом»

«Предприятия атомной промышленности способны производить порядка 60% ключевых компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели, композитные материалы, различные вспомогательные автокомпоненты. Более того, Росатом способствует формированию в стране целой новой отрасли электродвижения, где предприятия госкорпорации будут также строить электрозарядные станции и обеспечивать их электроэнергией», — сказала Наталья Никипелова.

На прошедшем Петербургском международном экономической форуме Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» и Правительство Новосибирской области заключили соглашение о развитии электромобильности на территории Новосибирской области. В рамках документа планируется реализация ряда проектов по созданию электрозарядных хабов «быстрой» зарядки электромобилей в регионе в 2024-2025 годах, а также развитие розничной сети электрозарядных станций совместно с региональными операторами. Кроме того, на форуме было подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между правительством Челябинской области и «Атомэнерго» (дочерняя компания АО «Концерн Росэнергоатом», электроэнергетический дивизион госкорпорации «Росатом»). Оно предусматривает поэтапное развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей в области путем создания сети «быстрых» и «медленных» зарядных станций.

Работа в области электромобильности ведется Росатомом в нескольких направлениях. Как еще на форуме АТОМЭКСПО 2024 заявил глава Росатома Алексей Лихачев, госкорпорация уже разрабатывает универсальную платформу — «тележку» — для электротранспорта: «Мы всерьез сейчас строим производство электродвигателей для автомобилей, включая систему управления. И вот эту платформу, где есть зарядное устройство, двигатель и система управления, мы хотим унифицировать до продукта, потребляемого практически всеми «автомобилистами». Им очень нужна так называемая тележка, которую они будут дальше превращать в автомобильный гаджет».

Глава Росатома Алексей Лихачев. Сессия ПМЭФ «Технологическая экосистема будущего: на благо человека и планеты». © Алексей Башкиров/газета «Страна Росатом»

Также в начале июня состоялась премьера второй модели семейства электромобилей Атом, источником питания которого является литий-ионная тяговая батарея разработки Росатома, который уже строит в Калининграде завод по производству тяговых батарей. Ожидается, что аккумуляторы отечественного происхождения будут применяться на электрокарах марок «Атом». Кроме того, Росатом рассчитывает поставлять батареи для столичного электротранспорта. Заработать фабрика должна в 2025 году, расчетная мощность — 4 ГВт⋅ч в год. Чуть позже Росатом совместно с Правительством Москвы планирует запустить производство накопителей энергии и в Новой Москве.

Для справки:

Электродвижение — новое перспективное бизнес-направление Росатома. Координацией развития этого бизнеса выступает АО «ТВЭЛ» — управляющая компания Топливного дивизиона. Опираясь на научный, технологический и производственный потенциал предприятий атомной промышленности, Росатом ставит своей целью внести максимальный вклад в решение задачи национального масштаба — формирование в России успешного массового производства электротранспорта, а также необходимой инфраструктуры и регуляторной среды.

Предприятия Росатома потенциально способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели, магниты из РЗМ, микрокомпонентную базу, полимерные и композитные материалы. Объединение усилий Электроэнергетического дивизиона, а также дивизиона «АСУ ТП и электротехника» позволит создавать сеть электрозарядных станций на оборудовании российского производства. Кроме того, Росатом намерен внедрять на российском рынке новые сервисы для владельцев электромобилей.