Питбайки предлагают убрать с дорог общего пользования
Передвигаться на подобных мини-мотоциклах следует только в специальных местах
Число ДТП с участием подростков на питбайках выросло на 30 процентов в 2025 году и составило 1177. Из них 40 аварий привели к смертельному исходу. Чтобы навести порядок в этой сфере и снизить число детских смертей, необходимо запретить движение по общим дорогам всех устройств, не являющихся транспортными средствами, в том числе питбайков. Об этом 18 ноября рассказали участники заседания Комитета Госдумы по молодежной политике. Какие ограничения предложили ввести, выяснила «Парламентская газета».
Ограничений нет
Количество продаж подобных мини-мотоциклов за последний год выросло с 5 до 15 тысяч. Порядка 40 ДТП с ними оказались смертельными, а 1156 аварий привели к травмированию детей в разной степени. Ситуация осложняется тем, что для управления обычным питбайком водительские права не требуются, поскольку это не транспортное средство, отметил председатель Комитета Госдумы по молодежной политике Артем Метелев. На него не оформляют ПТС, мотоцикл не нужно ставить на учет, напомнил он.
«Число ДТП с участием детей на питбайках растет. Это новая проблема, еще год-два года назад ее не было в повестке. К сожалению, сейчас она разогналась искусственно или просто появился новый спортинвентарь. Факт заключается в том, что проблема есть, а решений пока нет. Подчеркну, что 40 региональных парламентов выступили за ограничение продажи питбайков, а в МВД предложили полностью запретить их продажу для подростков», — сказал Метелев.
Для питбайков пока не существует внятных правил эксплуатации и нет четко установленного ранжирования — кому на них можно ездить, а кому нельзя. Даже само по себе понятие «питбайк» в законодательстве отсутствует, а продажи ведутся свободно, безо всяких ограничений.
Бензин не продадут
Ввиду роста числа ДТП с участием подростков для управления питбайками следует дополнить категорию водительских прав A1, считает член Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин:
«Приравнять питбайк к транспортному средству не получится, поскольку тогда придется вносить конструктивные изменения и вводить налог на ТС. В качестве альтернативного решения может быть внесение питбайков под действие категории водительских прав А1, чтобы они подпадали под требования к мотоциклам, имеющим меньше 125 кубов».
Участники дискуссии уверенно сошлись в том, что в Правила дорожного движения следует включить запрет движения по дорогам всех устройств, не являющихся транспортными средствами, включая питбайки. Мини-мотоциклы незаметны в дороге и за ними патрульные машины зачастую не могут угнаться, полагает зампред Комитета Госдумы по молодежной политике Александр Толмачев.
«Мы готовим нормативную базу, которую вместе с ГАИ уже прорабатываем. Есть одно понятное для ведомства предложение — запрет передвижения по общим дорогам питбайков и других устройств, не являющихся ТС. Но пока что есть разногласия в этой части из-за использования электросамокатов», — сказал Толмачев.
Навести порядок в сфере питбайков должны два законопроекта, которые сейчас разрабатывают парламентарии. Один из них предполагает запрет продажи детям и подросткам моторного топлива, чтобы, даже имея в распоряжении пока еще не запрещенный питбайк, они не могли на нем ездить. Второй должен установить, что питбайки и мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания можно будет купить только если у человека есть водительские права категории А или если он занимается мотоспортом в официальной организации.
Справка
Питбайк — небольшой и маневренный мотоцикл, похожий на уменьшенную копию обычного. Изначально его создали для спорта: мотогонок по бездорожью и специализированным трекам. Вес питбайка составляет не больше 60-80 кг, а колесная база короче, чем у полноразмерных кроссовых мотоциклов. Двигатель, как правило, одноцилиндровый — детские питбайки выпускают с объемом двигателя до 50 куб. см.
Ещё материалы: Артем Метелев , Олег Гарин, Александр Толмачев






